«Аватар»
США, 2009
Режиссер — Джеймс Кэмерон
166 мин.
В 1998 году режиссер Джеймс Кэмерон, потрясая статуэткой «Оскара», торжественно провозгласил себя «королем мира». Это было забавно и трогательно: уместная шутка в нужном месте. Теперь, когда в прокат вышел «Аватар», зрителям уже не до шуток и не до воспоминаний о «Титанике»: похоже, мы все скидываемся на одну большую золотую корону — и при этом абсолютно заслуженную.
Сюжет «Аватара» прост до неприличия и всем, кто хоть раз слышал об индейской принцессе Покахонтас, напомнит ее вечную историю. Парализованный морпех Джейк Салли (Сэм Уортингтон) дает согласие на участие в экспедиции на планету Пандора. Земляне, которые там давно работают, вынашивают грандиозные колониальные планы: планета обладает большими запасами уникального минерала, способного пополнить истощившиеся энергетические запасы Земли. Мешают людям аборигены-гуманоиды На’ви — благородные четырехметровые дикари с синей кожей и длинными хвостами, живущие в согласии с природой и ей же поклоняющиеся. Методов воздействия на На’ви всего два: культурная интеграция, которую отстаивает похожая на сержанта Рипли женщина-профессор (Сигурни Уивер), и военное вторжение — для его подготовки на Пандору вызван суровый полковник (Стивен Лэнг), на Земле занимавшийся в основном операциями по «принуждению к миру». Для контакта с дикарями была запущена программа «Аватар»: мозг человека подключается к искусственно выращенному телу пандорианца, и этим телом можно управлять как своим собственным. Джейк внедряется в племя с помощью синей принцессы (Зои Салдана) и вскоре понимает, что аборигены куда симпатичнее и приятнее его алчных соотечественников.
Чаще всего по отношению к «Аватару» употребляют слово «революция»: космический бюджет, доведенная до совершенства технология motion capture — захват движений и их последующая цифровая обработка, система камер, разработанная самим режиссером, ну и, конечно, трехмерность. За всеми этими разговорами, по крайней мере со стороны кинодеятелей, скрывалась надежда на то, что Кэмерону удастся найти новую отмычку к зрительским сердцам и кошелькам, изобрести велосипед, на заднее сиденье которого радостно смогут воздрузиться все остальные. «Аватар» в этом плане несколько обескураживает: да, в 3D синие существа и правда как живые, их мир объемный, он обволакивает и затягивает, но и в привычном 2D красота и пластичность никуда не деваются. А с точки зрения сюжета фильм и вовсе консервативен: это детская сказка, в которой проповедуется, что любить и беречь мать-природу хорошо, а воевать с ней — плохо, что если кто-то выглядит по-другому, то это вовсе не означает, что он хуже тебя, что любовь побеждает смерть — сплошные общие места, в устном переложении вызывающие чуть ли не рвотные позывы.
Отмычка — это не технологии, а воображение. После «Властелина колец» на преображенную Новую Зеландию Питера Джексона стали похожи почти все фильмы в жанре фэнтези, и неважно, где происходило действие: в средневековой Европе, в абстрактном будущем, в Хогвартсе или даже в деревне из русских сказок, как в чудовищной «Книге мастеров». Если надо было изобразить некую волшебную реальность, все приникали к одному и тому же живительному источнику. Но у Джексона перед глазами все-таки была книга — с уже придуманным языком, мифологией и готовыми героями. Кэмерон, как когда-то Джордж Лукас, создал свою Вселенную самостоятельно, «большой взрыв» произошел в отдельно взятой голове, и рецидив будет еще очень нескоро. Голубая планета Пандора с могучими деревьями, парящими в воздухе скалами, гигантскими цветами и водопадами прекрасна и совершенна, как и ее дикие обитатели: шестиногие единороги, четырехглазые драконы, бронированные динозавры, ну и, конечно, хвостатые синие друиды На’ви. Можно освоить новые технологии, но освоить пространство фантазии вряд ли получится: гениальная кэмероновская система камер в руках, ну, скажем, Тимура Бекмамбетова, даже при аналогичном бюджете превратится в кучку пластика и металлолома, все будет греметь, замирать и двигаться почти так же — и в то же время совсем по-другому, плоско, несмотря ни на какое 3D. «Аватар» действительно произвел революцию, но провозгласила она не новый режим, а абсолютную монархию.