«Диктатор». Коллекция рецензий

«Диктатор». Коллекция рецензий

Игорь Гулин

«Коммерсантъ»

«В первых фильмах Саши Барона Коэна и Ларри Чарльза был важен жанр — эпическое мокьюментари о попадании в знакомый мир Чужого глазами этого Чужого. Полностью постановочные сцены сочетались там со столкновениями героя Барона Коэна с обычными, ничего не подозревающими людьми — пусть незатейливым, но веселым социальным экспериментом. В „Борате“ на этом строилось почти все, в „Бруно“ квазидокументальность была довольно формальной, „Диктатор“ — фильм уже полностью игровой. Впрочем, тип юмора здесь совершенно тот же — пожалуй, в „Диктаторе“ есть пара самых смешных сцен во всей фильмографии Барона Коэна. Ровно той же остается и схема действия. Но что-то все же меняется. Раньше пародийность фильмов Коэна — Чарльза была в какой-то степени двусторонней, их герои отчасти работали как кривое зеркало: непонимание чужой культуры, ксенофобия и зашоренность были главными чертами и Бората, и Бруно, и их же они обнаруживали в большом мире. В „Диктаторе“ эта двусмысленность уже не очень чувствуется. Здесь — гораздо более простая, классическая схема: рассказ о преимуществах добра устами и глазами зла».

Алексей Ершов

Snob.ru

«В том факте, что креатуры Коэна, в их полнометражном варианте, доходят до широкого зрителя уже как бы постфактум, в качестве не основного блюда, но десерта-послевкусия (стеб над девяностыми „Али Джи Индахаус“ — в разгар нулевых, пидовка Бруно — под самый занавес гламурной дека­ды), есть своя логика. Падать на хвост куда проще, чем на лицо. Это вообще доступно только самым великим — тому же Чаплину, выпустившему своего „Диктатора“ задолго до терминации пародируемого объекта. „Диктатор“ Саши Барона выходит в прокат девятым эхом панарабского политшухера, через полгода после устранения Муамара Великолепного — в удобное время, когда могучую тень вождя уже можно переваривать исключительно под знаком его колоритности, но не кровавости».

Екатерина Барабаш

«Московские новости»

«Всякий завсегдатай Болотной, равно как и всякий борец с либерализмом, найдет в фильме вполне близкие себе повороты мысли. Завсегдатай Болотной разглядит под приклеенной бородой знакомый чекистский прищур Вечного Президента, а борец с либерализмом — эффектный сарказм. И те и другие будут довольны. Можно было бы также обсудить особенности юмора СБК, сосредоточенного в основном в области паха, но не хочется. И дело не в том, что от его шуток устойчиво шибает казармой — настоящий запах казармы в комедии дорогого стоит, а в том, что СБК катастрофически не остроумен. Как, если помните, любит характеризовать несимпатичных ему людей Борат из одноименного фильма: „Мне неприятный“. И это главная беда фильма — он фатально не смешон. От такого юмора за версту несет Петросяном. Если выбирать между ним и стереотипами, против которых борется СБК, то, пожалуйста, оставьте нам наши стереотипы…»

Денис Шлянцев

«Взгляд»

«В отличие от блестящего и по-настоящему смешного промо сам «Диктатор» не дотягивает даже до уровня сатиры какого-нибудь «Голого пистолета», что уж тут говорить о совершенно бескомпромиссной планке цинизма, заданной «Бруно». Возможно, проблема тут заключается также в том, что режиссер Ларри Чарльз решил отойти от формы мокьюментари, которая придавала «Борату» и «Бруно» некую документальную достоверность, и предпочел «классический» вариант: традиционные ракурсы камеры, саундтрек и отрепетированные актерские реплики вместо импровизированных камео. Некоторые критики считают, что «Диктатор» станет для Саши Барона Коэна тем же, что «Секс-гуру» стал для Майка Майерса — провалом по всем статьям, но мы надеемся, что все не так плачевно. В России, по крайней мере, фильм найдет своего благодарного зрителя: демократия по Аладину и «честные и справедливые выборы» в Вадии гарантируют некоторой части аудитории 146-процентное дежавю@.

Владимир Лященко

«Взгляд»

«Демократию в авторитарной Вадии хотят насадить нефтяные магнаты из BP, Exxon и Китая, чтобы заполучить контракты. Диктатор тоже добродетельностью не отличается: отправляет подданных на смерть по настроению и с трибуны призывает американских коллег следовать его примеру. То есть тратить деньги на друзей, контролировать СМИ и фальсифицировать выборы — ведь это так удобно и приятно. И когда надо навести порядок в магазине, где работает его нью-йоркская знакомая, его методы, кстати, работают замечательно. Еще в экранном Нью-Йорке есть политические беженцы из Вадии — но они сплошь бывшие представители номенклатуры, попавшие в опалу, и потому далеко не невинные овечки. Собственно, единственная такая овечка здесь — это найденный в горах пастух-двойник, работой которого становится получить пулю в лоб за своего правителя. Такие вот невеселые общественно-политические расклады в смешном фильме».