- Татьяна Толстая. Легкие миры. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2014.
Впервые за десять лет выходит новая книга Татьяны Толстой. Сборник повестей, рассказов и эссе «Легкие миры» назван по одноименному произведению, которое в 2013 году было удостоено Премии Ивана Петровича Белкина. 
 
 Читатель вместе с автором перемещается между Нью-Йорком и Критом, Москвой и Петербургом. Татьяна Толстая вспоминает детство и рассказывает о своей семье, иллюстрирует особенности нашего национального характера яркими сценами из жизни и самобытными героями, размышляет о магических свойствах русской речи и о том тайном, колдовском, что незримо присутствует в нашей жизни.На малом огнеУ нас была большая семья: семеро детей, папа, мама, 
 няня Груша, кухарка Марфа, и все мы жили в одной
 квартире — в Ленинграде, на набережной реки Карповки. Квартира была особенная, двухэтажная.
 Верхний этаж был одной огромной комнатой, разделенной мебелью на спальню, папин кабинет, черную комнату для печатания фотографий и гостиную с роялем, кроме того, там спали младшие дети.
 На нижнем этаже жили все остальные.Я спала в детской, дальней комнате вместе с сестрой Шурой и няней Грушей, кухарка Марфа — 
 в особой комнатке для прислуги, остальные — кто
 где. Одна из комнат считалась столовой, но и там
 всегда кто-то спал.С точки зрения простого советского человека мы 
 были зажравшиеся.Вот интересно, кстати: дом был построен по проекту архитекторов Фомина и Левинсона в 1931–1935 
 годах для работников Ленсовета (тут-то их и начали
 сразу сажать, работников этих). И — пожалуйста, проектируется комната для прислуги. Только что, можно
 сказать, каких-то десять лет назад, коммуняки считали, что в доме кухонь вообще быть не должно. Дом
 политкаторжан на Каменноостровском, с чудным видом на Неву, прямо на Летний сад, так и построен —
 без кухонь. Советский человек не опустится до такого
 мещанства, как стояние у плиты. Долой рабский труд,
 освободим женщину, да здравствуют фабрики-кухни,
 зразы свекольные, тефтели морковные, человек ест,
 чтобы жить, а не живет, чтобы есть.Ну так это простой человек, ему есть не надо, 
 а вот начальству очень даже надо, а поскольку он,
 начальник, день и ночь работает на благо народа, то
 ему полагается прислуга, встроенная, так сказать,
 прямо в кухонный процесс. Для прислуги — стыдливо именуемой «домашней работницей» — и спроектировали комнатку при кухне.Говорили, что наша квартира предназначалась 
 для самого товарища Кирова, но он не успел в нее
 въехать, так как 1 декабря 1934 года был, как известно, по приказу товарища Сталина убит — конкурентов надо убирать, поляну зачищать, — и тем же выстрелом был убит и второй заяц: в злодейском покушении были обвинены дворяне дробь интеллигенция,
 и тут же начались массовые высылки. Говорят, высылали прямо по справочнику «Весь Петроград» последнего дореволюционного выпуска; всех, кто что-то собой представлял, сразу же и выдворяли.Дом был отличный; издали он был похож на развернутый плакат, опирающийся на две широкие 
 тумбы, чуть сутулый, с впалой грудью, — от этого
 верхние углы его были острыми, четкими, и в этом
 читалась некая лихость; весь второй этаж был обнесен стеклянной стеной, выходившей на балкон, опоясывающий здание, с пятидесятых годов там был детский сад, а уж как задумывали Фомин и Левинсон —
 не знаю. Может, им грезилась какая оранжерея, где
 умученная круглосуточными трудами исполнительная власть могла бы отдыхать под пальмами и араукариями. В одной ноге дома предполагалась прачечная, но, по слухам, она так и не заработала, а за всегда
 запертой дверью в тридцатые годы сидел чекист
 и следил в глазок: кто входит, кто выходит. Оттуда
 хорошо просматривался почти весь двор. Перед домом был изящный фонтан в виде черного квадрата,
 раза два за свою жизнь я видала, как он работал. На
 большее коммунальное хозяйство не замахивалось,
 надо было ловить врагов и расстреливать их. У дома
 были висячие наружные лестницы, длинные, леденящие попу каменные скамьи, особые, приподнятые
 над землей террасы, засеянные газоном и украшенные шиповником, цветник во дворе, множество высоких решеток с римским узором в виде перечеркнутого квадрата, какая-то асимметричная каменная
 веранда, ведущая к теннисному корту (тоже никогда
 не работавшему). На одной из террас стояла вообще
 никому не понятная вещь — каменный куб на ножках, и на одной его грани — барельеф плотного, без
 шеи футболиста, который вот сейчас ударит по мячу.
 Конструктивизм. У двух квартир — нашей и еще
 одной в соседнем подъезде — были вторые этажи, выходившие на просторный солярий, обрамленный каменным желобом-ящиком для цветов.Кирова застрелили, и прекрасная эта квартира 
 досталась другому, сменив нескольких хозяев. В ней
 жил, в частности, артист Юрьев. На нашей лестнице, на втором этаже, также жила сестра Мейерхольда, и говорят, что, когда в ночь ареста Мейерхольд
 навестил Юрьева и спускался с пятого этажа к сестре, тут его и повязали.Уж не знаю, почему Киров стремился переехать 
 в эту квартиру. Наверно, новенькая, с иголочки, двухэтажная, с видом на реку, она манила его. Но, по-моему,
 та, в которой он жил на Каменноостровском проспекте в доме Бенуа (там теперь его музей), ничуть не хуже. (В свое время она принадлежала какому-то адвокату, но ее экспроприировали.) В этот музей никто не
 ходит, а зря. Там чудные вещи. Там американский холодильник «Дженерал электрик», прототип нашего
 «Севера», но только до сих пор прекрасно работающий, необыкновенной красоты и функциональности, толстый такой, с закругленными углами, похожий на сугроб; там красный компактный томик
 Марксова «Капитала», подаренный Кирычу на днюху любящей супругой, которой он так охотно и обильно изменял; там на полу шкура белого медведя — кто
 его убил, не сообщают; там книга исполинских размеров: отчет работниц какой-то обувной фабрики,
 все ложь и очковтирательство, галоши они там будто
 какие-то… А сам-то Кирыч вечерами катался на финских коньках в финской шапке — клеил баб, белье
 носил не пролетарское, а иностранное, добротное —
 все это в музее любовно выставлено, шкафы и кресла
 у него были не советские, а удобные и красивые, царского времени, и вообще, несмотря на фальшивые потуги работников музея (изумленных посетителем-одиночкой, коим была я) как-то воспеть беспардонного бабника и сибарита, каковым был дорвавшийся до
 сладкой жизни «мальчик из Уржума», — весь музей,
 каждый его экспонат вопиет о том, что надо не революцию делать, а строить буржуазное общество, и что
 уж Кирыч-то буржуазными утехами упивался вовсю.Мы же в нашу карповскую квартиру переехали 
 в 1951 году, папе она досталась как многодетному отцу, причем никто не ожидал такого щедрого подарка
 судьбы — семья наша жила до того в том же доме
 в маленькой квартирке, а за эту, большую, насмерть
 дрались какие-то два немаловажных начальничка.
 И, как это иногда случается, сработал принцип «не
 доставайся же ты никому» — в этот момент очень
 удачно родилась я, и исполком (или кто там этим ведал) воспользовался случаем и не стал создавать себе
 врага и выбирать из двух зол, а отдал жилплощадь
 многодетным, ведь дети у нас — это святое, и камень
 никто не бросит. По родительским рассказам, папа пришел в исполком просить об улучшении жилищных условий как раз в тот момент, когда председатель сидел, обхватив голову руками в ужасе от нерешаемой задачи: кому из двух важняков отдать квартиру. Услышав папу, он крикнул: «Вас бог послал!
 Скорее бегите туда и вносите чемоданы!» Тогда существовало несколько дикое правило: кто первый занял
 жилплощадь, тому она и принадлежит.Вот так мне, новорожденному младенцу, досталось то, что не досталось Сергею Миронычу Кострикову, партийный псевдоним Киров, а смельчаки-антисоветчики говорили, что фамилию эту надо 
 читать задом наперед, и тогда получится Ворик.И уже в начале двухтысячных, когда у меня была 
 своя собственная квартира и я ходила по антикварным магазинам, приискивая, чем бы украсить еще
 пустое и гулкое жилье, мне на глаза попался и неизвестно чем приглянулся бюст Кирова. Вероятно,
 тем, что он стоил пятьдесят долларов, а его убийца
 Сталин, например, — триста. Ну-с, ворики нам милей, чем кровопийцы, а раз они еще и дешевле, то
 я купила белую безглазую голову Сергея Мироныча
 и отнесла его на Карповку, где пересиживала тяготы ремонта. И только войдя с ним в квартиру, я поняла, что это он попросился на ручки — попался на
 глаза, прикинулся малоценным, выбрал и время, и повод, и того единственного человека в многомиллионном городе — меня, — способного отнести его в то
 единственное место, которое его сейчас интересовало и которое он никогда не видел: обещанную, чаемую, новенькую лямпампусечную квартирку — с чуланом, антресолями, солярием, комнатой для прислуги, окнами на реку и на закат.И мне стало жалко Сергея Мироныча, рост метр 
 пятьдесят с кепкой, и я понесла его по комнатам, показывая и рассказывая. Видишь, Сергей Мироныч?
 Это столовая, тут всегда сыро и никогда не бывает
 солнца. Потолок тут течет и обваливается с конца
 войны, ЖЭК уверяет, что трубы сгнили и ничего тут
 не поделаешь и что все чертежи потеряны, ты им веришь, правда? Зато тут балкон. И два встроенных
 шкафа с антресолями. В шкафу ящики с промасленными деталями от папиного мотоцикла, лежат с сорок восьмого года. Жанр — «очень хорошие, пусть
 лежат». На антресолях старые «Огоньки», пятидесятых годов, до которых ты не дожил. Там такая же
 дрянь, как и в тридцатые и сороковые, но более вегетарианская. Там в одном номере замечательные «пословицы русского народа», которые придумала у себя
 в кабинете какая-то коммунистическая сволочь вроде тебя, Сергей Мироныч. «Чан Кайши на Формозе —
 как блоха на морозе», «Лондон и Вашингтон дуют
 в один тон», «В Москве живет наш дед — Верховный
 Совет», «От ленинской науки крепнут разум и руки»,
 «В колхоз пришел — кафтан нашел».Как тебе? По сердцу русский фольклор? То-то. 
 Пошли дальше. Это — чулан. Обои в нем лиловые
 в белую хризантемку, их так и не меняли, держатся
 с 1935 года. Там живет собака Ясса, боксер. Она ест
 овсянку, и ничего. А когда ее взяли щенком, она была
 приучена хозяйкой есть клубнику и взбитые сливки.
 Вроде тебя, Мироныч! Но ее живо отучили. Правда, ее
 лет сорок уже нет на свете. А для меня она всегда тут.Вот кухня. Тут есть замечательная вещь — холодный шкаф. Это такой пролом в толстой кирпичной 
 стене, со стороны кухни он закрывается деревянными дверцами, а со стороны улицы стоит решетка.
 И там продукты хранятся свежими. Потому что
 в 1935 году ни у кого, кроме тебя, холодильников не
 было, пролетарий хренов. Понял? Пойдем дальше?Так обошла я с ним всю квартиру, все ему показала и рассказала и отнесла в свое новое жилье. Он 
 там стоит теперь на подзеркальнике большого буфета, на нем черные очки и женский кокошник в стиле «рюсс», чтобы помнил.
Татьяна Толстая. Легкие миры
 
	