Канни Мёллер. Баллада о Сандре Эс

Канни Мёллер. Баллада о Сандре Эс

  • Канни Мёллер. Баллада о Сандре Эс / Пер. со швед. Л. Стародубцевой. — М.: Livebook/Гаятри, 2014. — 320 с.

    1. Психолог спрашивает: «Почему?»

    Она спрашивает меня: «Почему?» Это она
    психолог, не я. Но спрашивает она меня: «Почему?»

    — То есть — почему я это сделала?

    — Именно. Тебе повезло, что рана небольшая.

    Мне все равно. Мне плевать, сколько ему
    придется лежать в больнице. Если я все время буду думать, что мне все равно, то избавлюсь от него. Пройдет какое-то время, и все
    будет так, словно я его никогда не встречала.
    Вот моя месть, Себ, — тебя не станет. Ни следа
    не останется.

    2. Синяя палатка

    Мокрый песок. Пустой берег. Синяя палатка.
    Два человека. Себ и я.

    Чтобы забыть, нужно время. Чтобы забыть последнюю ночь, когда даже дождь
    не шел. И мы разглядывали созвездия, потому что облаков на небе не было.

    — Это Возничий. Куда он нас повезет,
    Сандра?

    Ты так сказал, хоть и знал, что поедешь
    один. Всю ночь я верила, что будущее — наше и весь мир — наш. Ты, Себ, заставил меня
    поверить, что на тебя можно положиться. Что
    я всегда буду лежать рядом с тобой, в твоей тени. Что наши тени в палатке сольются в одну.

    Я забыла, что ты был Недостижимым.
    Как мне было понять, что ты можешь снова
    ускользнуть? Отстраниться, удалиться.
    Стать еще одним из Исчезнувших. Ты открыл
    дверь и вошел ко мне. Никто до тебя не заходил внутрь. Кажется, я всегда была готова
    к тому, что все может исчезнуть в любой момент. Но только не ты. Ты был настоящим.
    Ты был Настоящей жизнью. Я ощущала поры
    твоей кожи, я не придумывала, не сочиняла.
    Ты был со мной, живой и настоящий. В синей
    палатке, которая протекала, когда шел дождь.

    Только той, последней ночью дождя
    не было.

    Он думает, что я сплю. Гладит меня
    по спине. По телу бегут мурашки, хочется
    обернуться и впиться в его губы, запустить
    пальцы в его волосы. Показать, что я не сплю,
    что я изголодалась по нему. Изголодалась.
    Но я лежу, не шевелюсь и жду, когда голод
    станет таким сильным, что больше не вытерпеть.

    Я не собираюсь ревновать, хоть и слышала о тебе всякое, Себ. Это было раньше.
    А сейчас — это сейчас. И я хочу стать новым
    человеком. Я буду новой, тебе понравится.
    Тебе понравится любить меня.

    Когда ты запускаешь пальцы в мои стриженые волосы, ум отключается, меня захлестывает волна желания, и соски твердеют.
    Мне хочется обвить тебя всем своим существом — так я и делаю. Обвиваю тебя, как
    змея. И ты смеешься, уткнувшись в мои волосы, так что они за мгновение вырастают
    на несколько миллиметров от твоего влажного дыхания, и так крепко обнимаешь меня,
    что я знаю: больше никогда не останусь одна.
    И тело выгибается дугой от желания. Ты моя
    половинка, я нужна тебе. Палатка растворяется в лунном свете, и Возничий уносит нас
    выше и выше, а потом все взрывается таким
    ослепительно белым светом, что нам приходится зажмуриться.

    После мы дрожим, покрытые пленкой
    пота, как простыней, и ты вылезаешь из палатки и тащишь меня с собой к воде, которая
    стала еще холодней, чем прежде. Но внутри
    мы горячие, и ты держишь меня за руку, вода
    уже по бедра, уже скрывает наше тело, одно
    на двоих, и мы падаем, смеемся, плещемся,
    играем… Я даже не знала, что умею играть,
    раньше со мной никто не играл.

    3. О чем ты не узнаешь

    — Неужели ты ни с кем не играла, Сандра? —
    спрашиваешь ты, вынося меня на берег, как
    маленького ребенка.

    — Не-ет, — и это абсолютная правда.
    В детстве я совсем не умела играть.

    — Все дети умеют играть, — возражаешь
    ты. Так решительно, что меня разбирает смех.

    — Ты думаешь, что всегда прав? — дразнюсь я, а сама думаю — ну и пусть. Ну и что,
    что ты не прав. Ты никогда не узнаешь, какой
    я была до того, как встретила тебя. Раньше
    я делала много такого, о чем теперь жалею,
    но сейчас это не имеет значения. Например,
    ты никогда не узнаешь, что я:

    резала и царапала себе руки, когда злилась на себя за то, что совсем одна (глупо,
    правда?);

    злилась, что я толстая, уродливая и одинокая, и еще думала, что раз меня никто
    не любит, то так мне и надо (меня и правда
    никто не любил);

    иногда, если надоедало уродовать руки,
    морила себя голодом (и никому не хватало
    сил со мной возиться, такая я была невыносимая).

    А однажды, когда мне было четырнадцать, я сбежала в Копенгаген, и моя приемная мамаша чуть с ума не сошла. (Хотя этим-то я горжусь. Села на поезд без билета, а когда
    появился кондуктор, спряталась в туалете.
    Классно придумала.)
    Но обо всем этом ты никогда не узнаешь,
    я ни за что не расскажу. Потому что сейчас —
    это сейчас, и мне довольно того, что ты несешь меня на руках, хотя я тяжелая и мокрая,
    и вода с моих волос капает тебе на лицо, а ты
    ловишь ее языком. И я так рада, что ты глотаешь капли с моих прядей. Внутри мы горячие, а носы ледяные. Засыпаем, укрывшись
    твоей курткой.

    Мы просыпаемся в согретой утренним
    солнцем палатке. Я рассматриваю твое лицо,
    хотя раньше не решалась. Вдруг я вижу тебя гораздо отчетливее, чем прежде, как будто всего в тебе больше, чем я думала. И мне
    нравится, что тебя так много. Кожа, волосы,
    глаза, руки — все большое, больше, чем мне
    казалось. Только шрам на подбородке такой
    же маленький, как и прежде. Может быть, ты
    упал, когда учился кататься на велосипеде?
    Или подрался? Или ударился, едва научившись ходить? Может быть, ты упал с лестницы, пошла кровь, мама сильно испугалась?
    Я трогаю белую ниточку шрама пальцем,
    но почти ничего не чувствую. У тебя такие
    темные, ровные брови. Как будто ты — мудрец, который знает все на свете. Но рот похож
    на мой. Можно даже перепутать. Наверное,
    скажи я, что у тебя мягкие-премягкие губы,
    а язык как мед, ты обидишься. Поэтому я тебя и не боюсь, хотя у тебя большое и сильное
    тело, все в черной шерсти. С тобой я верю, что
    что-то значу. Я есть. Я тоже есть. Тебе на лоб
    садится муха. Пошла прочь! Я прогоняю муху, ты просыпаешься.

    4. Наш третий утренний костер

    Мы разводим костер, третье утро подряд,
    и тогда ты начинаешь говорить. Чай обжигает язык, и ты спокойно сообщаешь, что тебе надо на время уехать. Я поднимаю голову
    от кружки и спрашиваю, куда и надолго ли.

    Ты прохладно улыбаешься и ничего
    не отвечаешь. Встаешь и говоришь, что пора
    собирать вещи и складывать палатку, что тебе надо спешить.

    Я ничего не понимаю.

    Тогда ты начинаешь объяснять медленно
    и отчетливо, чтобы дошло даже до такой дуры,
    как я. Ты будешь служить в армии. Год и два
    месяца. Ничего странного в этом нет. Конечно,
    это не обязательно и почти никто не служит,
    но ты гордишься тем, что тебя приняли. Ты
    поедешь на север, в Вестерботтен, потому что
    прошел отбор в егерские войска. То есть какое-то время тебя не будет — все это ты сообщаешь
    с таким видом, как будто едешь на край света,
    где нет даже телефонных проводов. Я вижу, что
    ты обиделся. Ты ждал, что я буду в восторге.
    Настоящий мужик, прошел отбор в элитные
    войска! «В егерский полк берут только лучших». Но мне не хочется прыгать до потолка
    от радости. Я чувствую, что все это мне не по
    душе. Что ты собираешься уехать, ты уже приготовился исчезнуть насовсем. По тебе видно.
    «Было очень хорошо, просто здорово. Если подумать, то даже слишком. И на будущее — я не
    могу тебе ничего обещать».

    Это я — слишком? Неужели я для тебя
    лишний груз, как камни в кармане? Я сижу
    на сыром песке и смотрю на полоску берега
    между соснами и морем.

    — Я хочу служить pодине, — говоришь
    ты. Какие-то непонятные слова.

    — Шутишь?

    Ты сердишься, раздраженно бросаешь
    спиртовку в рюкзак.

    Я говорю, что хочу поехать с тобой. Что
    я сама могу купить билет на поезд. Что я тоже
    могу переехать на север. Как бы в шутку. Чтобы заполнить жутковатую пустоту, которая
    возникла между нами.

    — Я могу делать гамбургеры или убирать
    номера в какой-нибудь лесной гостинице, —
    с отчаянием добавляю я.

    Ты что, не понимаешь, Себ? Нельзя все
    так взять и испортить! Нам нельзя терять
    друг друга!

    — А может, и меня возьмут в егерский
    полк?

    — Тебе нельзя туда, — отрезаешь ты и решительно направляешься к красной «хонде». — Пойми, Сандра.

    — Не называй меня Сандрой! — я срываюсь на визг.

    — Тебя разве не Сандрой зовут?

    — Просто С. Эс.

    — Ладно, Эс.

    Ты кидаешь мне шлем. Я не ловлю его.
    Сажусь на землю и злобно смотрю прямо
    перед собой. Ты не подходишь ко мне, не обнимаешь. Только повторяешь, что надо спешить, что надо уезжать.

    Мы едем в город, я сижу, обхватив тебя
    сзади и чувствуя тепло твоей кожаной куртки, хотя в лицо уже дует холодный осенний
    ветер. Я знаю: что-то заканчивается, едва
    успев начаться.

    5. Ты удивлен?

    Наверное, я должна была чувствовать себя
    избранной, раз оказалась с тобой в той дырявой палатке? Нет, тебе не только со мной надо было попрощаться. С той, другой, ты прощался на стройке.

    Я видела вас. Она цеплялась за тебя и не
    хотела отпускать. А ты, наверное, чувствовал
    себя ужасно крутым. Вокруг полосатая строительная пленка, как конфетная обертка.
    А вы карамельки. Липкая начинка лезет наружу, небо нависает серыми облаками.

    Интересно, ты увидел меня до того, как
    я закричала? Удивился? Не помню, кричала
    ли я какие-то слова или просто вопила. А ты
    помнишь? Может быть, я выла, как бешеный
    зверь? А ты ничего лучше не придумал, чем
    послать меня домой. Как собаку:

    — Сандра, домой!

    На стройке всегда найдется кирпич или
    еще что-нибудь острое.

    Ты удивился? Наверное, ты не думал, что
    я такая меткая? Или вообще не успел ничего
    подумать? А потом уже было поздно. Скоро
    я тебя забуду. Холодную воду, синюю палатку
    и песок буду помнить, а тебя нет. Я была там…
    с кем-то. С кем угодно. Какая разница, с кем.

    Не надо цепляться за мелочи, как говорит
    моя приемная мама. От этого одно расстройство.

    6. Скажи спасибо

    «Скажи спасибо, что на тебя не завели дело», —
    сказала психолог. Директор школы и София
    благодарны, по ним видно. А мне все равно.

    — Себ не хочет писать заявление в полицию, — уточняет психолог и выжидающе
    смотрит на меня. — Так что последствий для
    тебя, Сандра, не будет.

    — Значит, в тюрьму меня не посадят? —
    иронизирую я. Вопросительные взгляды
    пронзают воздух, как стрелы.

    За окном толпятся мои одноклассники.
    Выпускной курс, специальность «Медицинский уход». Все знают, что произошло: я пыталась убить Себа Фарука, я ненормальная,
    мне нужна смирительная рубашка, у меня
    что-то не в порядке с головой. Пора мне бросать этот «Медицинский уход».

    По дороге домой мы с Софией проходим
    мимо дома, где живет Себ с родителями. Мы
    идем быстро. Я смотрю прямо перед собой,
    хотя он все еще лежит в больнице. Но София
    говорит, что ей не хотелось бы встречаться
    с его родителями. Мне-то все равно. Зря София беспокоится: в них я кирпичи кидать
    не стану.

    София помогает мне собирать вещи. Старается спрятать слезы, но я-то вижу.

    — Все будет хорошо, — утешаю я. — Со
    мной, наверное, нелегко было, но теперь все
    наладится.

    Она смотрит на меня, приоткрыв рот, как
    будто хочет что-то сказать, но вдруг убегает
    в ванную и запирается на замок. Из-за двери доносятся всхлипывания. Бедная София.
    Но если я сейчас к ней подойду, то пиши пропало. Надо действовать по плану. Я складываю оставшиеся вещи в рюкзак. Пусть она
    плачет, а я не буду.

    Я собрала волю в кулак, теперь у меня стальные нервы. Один раз расслабилась,
    размякла — в палатке на берегу — и чуть
    не пропала. Больше никогда в жизни ни перед кем не буду так раскрываться. Показывать человеку, что любишь — опасно, только
    я не сразу это поняла. Если любишь человека слишком сильно, то всё — ты в его власти.

    С мамой тоже так было, наверное. Она знала,
    что я слишком сильно ее люблю — все дети
    любят своих мам слишком сильно. Если бы
    она сомневалась, если бы не была уверена
    в этом, тогда, наверное, не бросила бы меня.

    Больше не буду о ней думать. Она того
    не стоит. Ненавижу всех предателей!

    София выходит из ванной. Глаза красные
    и мокрые. Я подхожу к ней, обнимаю. Коротко. Она понимает почему.

    Пора идти на автобус.