Книги, которые будут читать дети

Книги, которые будут читать дети

  • Янош «письмо для тигра», Мелик-Пашаев, 2012
  • Янош «О, как ты прекрасна, Панама», Мелик-Пашаев, 2012
  • Николай Ватагин «Ехали машины», Мелик-Пашаев, 2012
  • Эрвин Мозер «Где спит мышка?», Мелик-Пашаев. 2012

Все творческие люди одержимы идеей чего-то особенного. Простота у нас не в чести. Когда Репин предлагал молодым художникам нарисовать лошадку, они говорили «фи». Когда в школе нам задавали прочитать «Капитанскую дочку», мы тоже говорили «фи».

Издательство «Мелик-Пашаев» отличается от всех тем, что не хочет ни с кем соревноваться в оригинальности. Оно упрямо стремится завоевать именно детскую, а не родительскую аудиторию. Как сказала замечательный поэт и писатель Анна Игнатова: «Детские книги — это такие книги, которые будут читать дети». Никуда не денешься. Но тут возникает вопрос: должны ли издатели и писатели подстраиваться под детей? Так уж ли безупречен детский вкус? И потом — разве настоящее искусство творится не ради искусства? Разве подлаживание под спрос не превращает литературу в книжную продукцию? Я этого не знаю, поэтому и задаюсь вопросом.

Замечательный немецкий писатель Янош (Хорст Экерт), чьи книги «Письмо для тигра» и «О, как ты прекрасна, Панама!» недавно вышли на русском языке, признается журналистам: «Я бы с удовольствием писал книги поумнее, но покупатели — это, как правило, мамы, которые почему-то думают, что детям нужны глупые книжки».

Истории Яноша совсем не глупые, а очень даже философские, смешные и прекрасно переведены Александром Яриным, но по ним почему-то видно, что писатель сидел на «литературной диете». Ничто не раздражает, не вызывает чувства протеста или дикого счастья. Да, ребёнок не заплачет, читая эти книги, ему, наверное, даже скучно не будет, и он узнает что-то «хорошее» — например, что родной дом лучше любой Панамы, или как здорово писать письма тому, кого любишь. И что?

То же самое с книгой «Где спит мышка?» Эрвина Мозера — иллюстрации изящны, сюжеты трогательны — мышка находит приют на груди спящего медведя; медвежонок на летающем ящике выручает из беды кошку; храбрые ежата спасают мышку от лисы. И что?

На этих «И что?» самое время открыть книжку «Ехали машины», придуманную Татьяной Руденко и Марией Мелик-Пашаевой и нарисованной Николаем Ватагиным. Текст внимания не стоит, но картинки — завораживают, потому что — я помню, как в детстве не могла оторваться от картинок к книжке «Крот в городе» (иллюстрации Зденек Милер). Не знаю почему. Потому что они легко «считываются», вызывают симпатию, они настоящие, смешные и показывают то, что понятно маленькому ребёнку.

Тут возникает дилемма: умом я понимаю, что доступности, живости и профессионализма недостаточно, чтобы создать шедевр. Но также я понимаю, что на каждой странице «Алисы в стране чудес» (шедевра!) ребёнок спотыкается и говорит, как я когда-то: «Мама, пожалуйста, хватит!»

Ну, и что будем делать? Предлагаю любить и жаловать детские книги для детей. Потому что катарсис мы испытать всегда успеем, а вот почувствовать себя уютно, спокойно и безмятежно с каждым годом становится всё труднее.

Ася Петрова