Константин Смелый. Не люби меня осторожно

Константин Смелый. Не люби меня осторожно

  • СПб.: Геликон Плюс, 2006
  • Переплет, 392 с.
  • ISBN 978-5-93682-398-5
  • 1000 экз.

Александр Житинский представляет…

Со смешанным чувством пишу про дебютный «полнометражный» сборник Константина Смелого.

С одной стороны — поражает сходство наших с ним биографий: два умненьких питерских мальчика с высшим гуманитарным образованием на досуге пописывают «нечто вроде» высокохудожественной прозы для себя и своих ближайших друзей (Константин Смелый уже издал для друзей и для себя два сборничка — мизерным тиражом и на собственные средства, я — опубликовал несколько стишков и повестушечку в одном малотиражном западном альманахе).

То есть — подобный «писательский зуд» мне лично прекрасно знаком и, соответственно, для других тоже абсолютно извинителен. С другой стороны — «технология создания» подобных произведений мне тоже прекрасно известна: садишься перед пустым вордовским листом и выплескиваешь на него «все, что накопилось» за твою, не такую уж долгую, жизнь и жизнь твоих знакомых и родственников, кое-что, естественно, выдумываешь и обильно приправляешь написанное когда-либо вычитанным у «настоящих» авторов. Мама и бабушка в восторге, все остальные — не уверен.

По крайней мере, именно так созданы все представленные в сборнике рассказы. Что касается повестей — тут все немного сложнее.

Мне сразу показалось странным — с какой это стати прозу начинающего автора представляет (да еще так восторженно!) маститый питерский писатель Александр Житинский? А все очень просто: «ироническая проза» Житинского — один из главных источников, откуда Константин Смелый щедрыми горстями черпает «авторскую манеру» для двух своих «историко-иронических» (или — «иронико-исторических») повестей — про любвеобильного грузинского князя начала XIX века Вахтанга Папиладзе («Миквархар») и своего полумифического прапрадеда конца XIX века Савелия Кутузова («Необыкновенная история из жизни прапрадеда Савелия»). Точно такая же смесь исторических фактов и острой, откровенно намекающей на современность политической сатиры.

Что касается фантастической повести «Хорошая», то из нее более чем откровенно торчат уши «иронической фантастики» покойного Вадима Шефнера (еще одного ленинградского остроумца и мастера антисоветского «иронического футуризма»).

Что касается всех остальных повестей Константина Смелого, то их «генезис», в большей или меньшей степени, повторяет технологию создания его же рассказов.

Резюме: мой вывод так же двойствен, как и первое впечатление, — если вы Александр Житинский, друг или родственник автора — вам будет интересно, если нет — не уверен.

Алексей Пасуев