Те, кто в детстве проверял свои шкафы в поисках двери, ведущей в загадочную Нарнию, с большим трепетом относятся ко всем трудам, автором которых стал английский писатель и богослов Клайв Льюис. Его умение верить в невидимые вещи и интеллигентно полемизировать с коллегами высоко ценится в философско-филологической среде и сейчас. На днях было обнародовано ранее неизвестное эссе мыслителя.
Издательство Cambridge University Press, по сообщению газеты The Times, решило опубликовать статью Клайва Льюиса, обнаруженную среди других работ писателя его секретарем Уолтером Хупером. Старик Хупер рассказал изданию, что спас записи Клайва Льюиса от огня. Уоррен Льюис, брат Клайва, собирался после его смерти в 1963 году уничтожить большую часть семейных бумаг, поскольку переезжал. В январе 1964-го он устроил во дворе дома, где жил писатель, костер, в котором намеревался сжечь все его документы. Хупер прибыл в последнюю минуту и забрал пятьдесят блокнотов талантливого профессора литературы.
Все обнаруженные в 1964 году записи помощник писателя передал университетскому издательству. Среди них оказалось и эссе без названия, в котором автор делится своими философскими убеждениями. Он полемизирует с итальянским литературоведом и философом лауреатом Нобелевской премии Бенедетто Кроче, который является одним из характерных представителей неогегельянства. Как утверждает Хупер, идеи, изложенные в статье, оказали влияние на многие произведения Льюиса, в том числе на его цикл повестей о сказочной стране Нарнии.
Главная мысль эссе была и лейтмотивом всего творчества писателя: «Разум — это орган истины. Воображение — это орган смысла». Как отметил Хупер, Льюис разделял мнение Джона Толкиена о божественной природе человеческого разума и считал, что воображение имеет смысл только потому, что ум человека был создан Богом.