Оценка книги: 8/10
Кажется, что из всего списка «Ясной Поляны» этот маленький роман пока что — лидер по описанию фразой «очень милая книга», которой мы обменивались во время чтения. Наверное, «милая» — все же не совсем то слово, которое хочется сказать про «Восемь гор»: это трогательная, философская, едва ли не метафоричная история про отцов и детей; эдакий Паоло Коэльо, который стал вдруг автором получше и написал о том, как сын пытается понять своего отца, мир, горы, себя — в общем, просто понять жизнь.
Начинаются «Восемь гор» как роман взросления: вот главный герой Пьетро, вот его мама, вот папа — родители встретились и влюбились в друг друга в горах. Не только, собственно, друг в друга, но, как можно догадаться, и в сами горы. Пьетро тоже обязан их полюбить — но, как водится, сначала он изрядно посопротивляется. Вот, если коротко, и все. Однако чем дальше в лес (то есть, простите, в горы), тем удивительней эта книга раскрывается: к примеру, Коньетти удается создать особую атмосферу, описывая невообразимые (особенно если ты живьем никогда такого не видел) горные вершины, холодные, мрачные, прекрасные и опасные. Воздух сразу как-то свежеет — и важно, что его много и в самом романе, который служит своеобразной «форточкой» из самоизоляции в деревню Грана: в речке тут водится рыба, в поле косят траву, а вон там находятся горы — и в это все совершенно невозможно не влюбиться вслед за рассказчиком, и, конечно же, автором. Здесь двое мальчишек начнут дружить, потом один уедет на «большую землю», а второй останется в деревне. Их жизни пойдут по разным дорогам, и какая уж тут верная — поди разберись. Один из вечных вопросов для любого городского жителя, особенно в летний период — а не уехать ли, а не бросить ли это вот все и пасти, в конце концов, коров подальше от городских сумасшедших и столичных, черт бы их побрал, пробок?
Помимо истории этих вполне понятных метаний «Восемь гор» оказываются еще и историей отца и сына вообще и мужской дружбы в частности — немногословной, проверенной суровыми условиями, а потому — честной и настоящей. Эта книга же вовсе не о горах как таковых — она, если можно так выразиться, о том, что каждый человек сам по себе гора. Для понимания другого нужно совершить непростое, в действительности, восхождение — через принятие и порой необходимое прощение. У Пьетро есть претензии к другим, а у тех, в свою очередь, тоже есть, что предъявить, ну вы знаете: жизнь — это сложный, но прекрасный путь. Разумеется, в горы.
В общем, неудивительно, что «Восемь гор» влюбили в себя почти всю Италию: книга сразу же получила кучу наград, права на ее перевод купили более чем в тридцати странах, пьесу по ней ставят в театрах, а в интернете ходят слухи о съемках сериала. Казалось бы, простая история о людях и природе, но это, безусловно, тот случай, когда в небольшом по объему романе уместилось столько смыслов, сколькими порой не может похвастаться какой-нибудь шестисотстраничный опус.
Интересно здесь еще вот что. Отчасти «Восемь гор» — книга автобиографическая: сам Коньетти частенько проводил лето в похожей долине, там взрослел, дружил и ходил в походы, да что и говорить — и сейчас он живет в ней по полгода. Его дом расположен на склоне на высоте две тысячи метров, и Коньетти рассказывает в одном из интервью, что когда он поднимается выше, то оказывается «в мире пастбищ, снега, который покрывает все семь-восемь месяцев в году, каменистой почвы и гор», а когда спускается ниже, то попадает в деревню и цивилизацию. Таким образом, его жизнь — это баланс между одиночеством и человеческим общением, который он может поддерживать или не поддерживать — на свое усмотрение. В общем-то, «Восемь гор» в каком-то смысле — книга о балансе, который некоторые ищут всю жизнь и не находят. А казалось бы, стоит всего лишь отправиться в горы.
войдите или зарегистрируйтесь