Зерна грядущего
- Андрей Столяров «Звезды и полосы» М.: Эксмо, 2010
В
Сборник открывает повесть «Мелодия мотылька» — вполне тривиальная «корпоративная антиутопия», герои которой рождаются, живут и умирают, продолжая трудиться на благо транснациональных монополий. Этакая «Матрица» без матрицы: рабы корпораций, закованные в кандалы виртуальной реальности, они не могут даже толком организовать сопротивление. Бежать некуда — Земля поделена на сферы интересов беспрерывно враждующих военно-экономических агломератов и деградировавший, тонущий в собственных отбросах «дикий мир», — бороться бессмысленно, выхода нет. Даже такое светлое и всепобеждающее чувство, как любовь, задыхается и умирает в этом затхлом офисном аду.
В повести «Мир иной» реальность — наглая, нахрапистая, пахнущая нефтью, оружейной смазкой и свежеотпечатанными купюрами, — вламывается в виртуальный рай анархо-эскапистов. Посреди чудесного виртуального города, словно вышедшего из сказки, возносится уродливая коробка супермаркета из стекла и бетона, по домам начинают ходить неприметные люди, скупающие аккаунты постоянных пользователей, а в случае отказа не скупящиеся на угрозы. Все это завсегдатаи Рунета наблюдали уже не раз — вспомним судьбу «Живого Журнала», созданного бескорыстными энтузиастами для собственного удовольствия, а ныне забитого коммерческой рекламой. Увы, повесть чудовищно вторична по отношению к циклу Сергея Лукьяненко про Диптаун («Лабиринт отражений», «Фальшивые зеркала», «Прозрачные витражи»). Учитывая разницу в возрасте, эрудиции, жизненном и профессиональном опыте, для Столярова это несомненный провал.
Но самый масштабный прогноз автор приберег для повести «Звезды и полосы». Густо цитируя собственные статьи из публицистического сборника «Освобожденный Эдем», Андрей Михайлович рисует новую геополитическую карту мира — и подробно объясняет, какая именно цепочка событий может привести к такому итогу. В результате глобального обрушения электронной финансовой системы Соединенные Штаты мгновенно превращаются из ведущей мировой державы в нищую страну «третьего мира». Доллар более ничем не обеспечен, ВПК трещит по швам, американские военные базы в спешном порядке эвакуируются из Европы, Азии и Латинской Америки. В США свирепствует голод и безработица, гаснет свет, мегаполисы гибнут в страшной агонии, Канада и Мексика под шумок аннексируют «родственные территории». Китайские войска без единого выстрела входят в Тайвань, палестинцы наносят сокрушительный удар по Израилю, захватывают Иерусалим с Хайфой, и тут же погружаются в пучину кровавой гражданской войны. В России и СНГ нарастает шквал «цветных революций», власть в регионах переходит к новообразованным органам самоуправления, петербуржцы с наслаждением жгут «Кукурузу» — уродливый и претенциозный небоскреб «Газпрома». «Звезды и полосы» — хроника грандиозных катастроф и в то же время почти утопия: люди больше не могут жить так, как жили, и исчезновение опостылевшего «мирового жандарма» становится сигналом к началу перемен.
В логике Столярова, безусловно, хватает изъянов. Трудно поверить, например, что у руководства Федеральной резервной системы США нет плана чрезвычайных мер на случай внезапного падения межбанковских сетей — слишком уж часто фантасты предсказывали именно этот вариант начала Конца света. Но одно автор уловил точно: если сейчас Соединенные Штаты с треском и грохотом провалятся в тартарары, большая часть населения земного шара вздохнет с искренним облегчением. Ни секунды не задумываясь о фатальных последствиях, к которым приведет исчезновение с мировой сцены такого влиятельного игрока.
Публикуется с разрешения журнала «FANтастика»
войдите или зарегистрируйтесь