Живая память о них

Живая память о них

«На берегах Невы» Александра Иванова в «Театре Дождей»

Инсценировка и постановка: Александр Иванов
Художник по свету: Елизавета Дегтярева
Сценография: Александр Иванов
Музыкальное оформление: Анна Косенко, Николай Лосев, Артем Кожевников, Александр Иванов
Актеры: Анна Косенко
Премьера: 26 апреля 2017 года
 

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный, / К нему не зарастет народная тропа…» — писал Александр Сергеевич Пушкин, имея в виду свою поэзию и память о ней среди последующих поколений. Однако творчество создает связи не только между потомками, но и между современниками, и иногда случается так, что вторые запечатлевают в словах собственный образ того или иного автора, а часто даже нескольких. «На берегах Невы» Ирины Одоевцевой — именно такой пример.

По этой книге воспоминаний режиссер «Театра Дождей» Александр Иванов поставил моноспектакль, главную роль в котором исполнила Анна Косенко. В программке указано, что она — Ирина Одоевцева и Николай Гумилев, Осип Мандельштам и Александр Блок, Владимир Маяковский и Анна Ахматова, Михаил Кузмин и Федор Сологуб — в одном лице. Когда актриса появляется на сцене, возникает ощущение, что с такой харизматичной внешностью можно играть лишь роль самой себя. Но в это же мгновение Анна Косенко словно обращается в холст, на котором как по волшебству, с помощью произнесенных магических заклинаний-стихов, появляется то один, то другой герой мемуаров.

«“Дух торжествует над плотью” — дух действительно торжествовал над моей плотью», — пишет Одоевцева в книге. В спектакле материальная и духовная реальности тесно переплетены. Каждый созданный образ подкреплен выразительной вещественной деталью, обладателем которой был тот или иной поэт. Эффектная игра света и тени создает из условного пространства театральной сцены, на которой почти отсутствуют декорации, едва ли не осязаемую материальную реальность.

Половину спектакля занимает чтение стихов поэтов, о которых пишет Одоевцева, тех, которые, по-хорошему, должны быть знакомы каждому зрителю в зале. И лучшим признанием в любви к поэзии был бы тихий гул вторящих актрисе голосов.

Чтение стихов вслух сейчас стало событием меньшего масштаба, чем в начале прошлого века, и это кажется в корне неправильным, ведь поэзия — чуть ли не самый прекрасный способ познания мира. Возможность почувствовать то, что чувствовал автор, отождествиться с ним, в моноспектакле «На берегах Невы» будто удваивается, приобретая усложненную, множащую смыслы структуру. И актриса и зрители сопереживают поэтическим текстам, проживая их вновь и вновь и — тем самым бесконечно продлевая им жизнь.

Для меня в те годы каждый день и час был не менее важен, чем экзамен или первый бой. Мое обостренное, напряженное внимание регистрировало решительно все и на всю жизнь записало в моей памяти даже незначительные события.

Эти слова не проговорены в спектакле, но они — лейтмотив постановки. Искусно переданный Анной Косенко восторженный тон «маленькой поэтессы с огромным бантом», как называла себя Одоевцева, ее неуклонное стремление быть счастливой подчас затмевают драматизм описываемых событий, но взамен наполняют желанием жадно смотреть по сторонам и описывать каждое прекрасное мгновение жизни, стремясь сохранить заключенное в нем счастье. Финал трагичен — любимые люди утрачены, родина покинута: «Такой счастливой, как здесь, на берегах Невы, я уже нигде и никогда не буду».

Однако Ирина Одоевцева будет, как и окружавшие ее люди, вечно счастлива на страницах этой книги и в каждом сыгранном по ней спектакле.

Полина Бояркина