Партия в шахматы

Партия в шахматы

Скрытые фигуры (Hidden figures)

Режиссер: Тед Мелфи
Страна: США
В ролях: Тараджи П. Хенсон, Октавия Спенсер, Жанель Моне, Кевин Костнер, Кирстен Данст, Джим Парсонс и другие
2016 

 

Если вообразить себе второй полнометражный фильм Теда Мелфи как шахматную партию, то за героями даже не придется закреплять тот или иной цвет фигур — все и так ясно. За черно-белой доской игроки столкнулись не впервые: судя по уверенной позиции белых, была сыграна уже не одна партия, в каждой из которых они победили. Черные фигуры не сдались, однако вынуждены теперь прикладывать гораздо больше усилий, не только чтобы победить, но хотя бы отстоять право на игру.

Во главе команды три фигуры, но не король, ферзь и слон, а три королевы — Кэтрин (Тараджи П. Хенсон), Мэри (Жанель Моне) и Дороти (Октавия Спенсер). Три обаятельные американки работают, что поразительно для шестидесятых годов (события фильма разворачиваются в 1961 году), в НАСА. Правда, в многочисленной группе и с малозначительными задачами. Но благодаря труду и одаренности (Кэтрин), харизме и настойчивости (Мэри), смекалке и уму (Дороти) каждаяв итоге попадает на поле белых. Там Кэтрин пытается научиться «смотреть сквозь цифры», а именно, справиться с важнейшими расчетами перед запуском ракеты в космос, Мэри мечтает о карьере инженера и стремится получить разрешение учиться с белыми мужчинами, а Дороти добивается официального признания давно занимаемой ей должности менеджера. Путь каждой героини тернист и сложен: Кэтрин вынуждена отлучаться в уборную на сорок минут (именно столько времени уходит на дорогу до ближайшего «туалета для цветных») и терпеть пренебрежение со стороны белых мужчин-коллег; Мэри приходится собирать множество бумаг, выносить насмешки со стороны собственного мужа и играть на чувствах тщеславного судьи; Дороти трудится внерабочее время, тайно проникает в отдел IBM, чтобы научиться управлять новой вычислительной техникой.

Помимо внутринациональной борьбы, поднимается и вопрос борьбы межнациональной — и белые, и цветные американцы одинаково мечтают первыми покорить космос. Но великий советский космонавт разрушает грезы США своим 108-минутным полетом. После обескураживающей неприятности, которую герои фильма, тем не менее, быстро переживают, азарт сотрудников НАСА лишь удваивается: еще пустует пьедестал лунного первопроходца. С этого момента сюжет, предсказуемый из-за реальных событий, лежащих в основе фильма, развивается достаточно позитивно. Шахматная партия оборачивается полным и безоговорочным поражением белых фигур, внутри ли одной нации или между двумя (потому что финальное превосходство американцев в освоении космоса — также заслуга героинь). Кэтрин справляется с расчетами, неподвластными не только вставляющему коллеге палки в колеса Полу Стэффорду (Джим Парсонс), но и начальнику отдела Элу Харрисону (Кевин Костнер), параллельно наладив личную жизнь: она находит нового отца для трех своих дочерей. Мэри, стоя лицом к лицу с судьей, приводит неопровержимые аргументы в пользу своей учебы и впоследствии садится за первую парту в классе, полном белых мужчин. Дороти становится менеджером отдела IBM и переводит за собой весь свой коллектив в прежнем составе. Но главное, что происходит, — это размывание черно-белых границ: дифференцирующие таблички со стен туалетов отныне сняты.

Вся партия, которая могла показаться драматичной и затянутой, на экране проходит легко и непринужденно, окрашенная в аппетитно-яркие цвета, в сопровождении бесконечных ироничных шуток. Однако этих достоинств фильму оказалось недостаточно для того, чтобы на прошедшей церемонии «Оскар» получить статуэтку «за лучший фильм», обойдя триумфатора — «Лунный свет», или победить в двух других номинациях. Оба полнометражных фильма Теда Мелфи — «Святой Винсент» и «Скрытые фигуры» — обнаруживают схожую композицию: динамично развивающееся действие фильма, приправленное оригинальным юмором, приводит зрителя к драматичной кульминации, после чего напряжение слабеет и наступает happy-end, лишенный пошлой приторности. Так игриво и ненавязчиво режиссер говорит со зрителем о важных гуманистических проблемах: об обманчивости внешнего облика по отношению к внутренним качествам, о расовом равноправии и о значимости обычно остающихся в тени людей.

К участию в фильмах режиссер приглашает актеров с комедийными амплуа: в первом фильме это был когда-то застрявший в одном дне Билл Мюррей, а в новом — Джим Парсонс, все тот же обаятельно-наивный Шелдон Купер, с высоко натянутыми брюками и смешной походкой, только сменивший университетскую тусовку на серьезную работу в НАСА. А кроме него, масса других именитых актеров: Кевин Костнер, Кирстен Данст, Тараджи П. Хенсон, Октавия Спенсер и другие. Так в красочном, игривом и ироничном обрамлении режиссер показывает драму угнетенных и безгласных людей, чью значимость и даже гениальность, в сущности, нужно было понять и раскрыть гораздо раньше, отказаться от серьезной партии в шахматы в пользу веселого твистера, приняв таким образом жизнь во всех ее разнообразных оттенках.

Елена Белицкая