Телевизионная вертикаль

Текст: Полина Фомина

Первый канал запустил сразу четыре новых отечественных сериала и перешел на популярную на Западе систему вертикального программирования. То есть каждый день один и тот же сериал больше не показывают. Вместо этого по понедельникам драматический «Побег», по вторникам — комедийные «Гаражи», по средам психологический триллер — «Голоса», по четвергам — криминальная драма «Бандиты». Плюс вертикального программировании очевиден — по такой схеме сериал можно показывать не три недели, а полгода. Почему мы так долго этого ждали тоже очевидно — сериалов не хватало. Да и трудно это, чтобы в каждой серии была законченная история. Но вот Первый поднапрягся и наснимал всякого. И хотя говорят, что для правильной вертикали уровень сериалов должен быть примерно одинаков, основной удар пришелся на понедельник.

В качестве «самой ожидаемой премьеры телевизионной осени в России» назначили «Побег», который успешно стартовал в сентябре. Это российская версия американского суперпопулярного шоу «Prison Break» («Побег из тюрьмы»), который шел 4 сезона с 2005 по 2009 год, завоевал массу призов и эффектно выделялся на общем фоне приключенческих мыльных опер с драматическим уклоном.

Приключения двух главных героев, идентичны: в стране отменен мораторий на смертную казнь и старшему брату грозит исполнение приговора по ложному обвинению в убийстве. Младший брат, понимая, что законным путем вызволить родственника не успеет, придумывает как организовать побег из тюрьмы (по счастливому совпадению он принимал участие в реконструкции здания) и отправляется за решетку, предварительно вытатуировав планы тюрьмы на спине и груди. Российский вариант, по условиям договора, уберегающим копированные продукты от провала, повторяет оригинал практически во всем — начиная с диалогов и заканчивая графическими заставками. Даже на ту самую татуировку перед каждыми съемками в обоих случаях тратилось по 6 часов времени.

Но есть, конечно, и существенные отличия. Так, на сайте Первого поясняют, что в оригинальной версии брат убивает вице-президента США, а в нашем варианте — министра финансов России, из-за того, что должности вице-президента в России нет. Наверное, забыли что есть должность премьер-министра, и не знали, что в оригинале убивают не самого политика, а его брата. Или вот еще: американский узник в одном из эпизодов находит в коридоре тюрьмы витую спираль от миксера и с ее помощью сверлит в бетонной стене несколько дырок. А российский супергерой использует найденный в библиотечной книге шуруп — все понимают, что «в русской тюрьме найти кусок миксера невозможно». Кроме того, Американскую версию частично снимали в настоящей тюрьме — Joliet Prison (штат Иллинойс), которая перестала функционировать за три года до начала сьемок, но сохранила соответствующую атмосферу. В камеру старшего брата — настоящую камеру известного серийного убийцы Джона Гэйси — некоторое члены сьемочной группы отказывались заходить, потому что боялись привидений. А российской команде бояться было совершенно нечего: трехэтажную тюрьму выстроили на Мосфильме — «легендарная киностудия не знала такого масштабного строительства за всю свою историю».

«Первый» вообще очень гордится тем, что технологически переплюнул американцев: «У нас есть взрывы, пилотажные сцены на самолетах и вертолетах, спецназ, который штурмует тюрьму, подводные съемки, когда герой ныряет в шахту, затопленную водой. Я уже молчу про автотрюки, которые сделали бы честь любой другой картине, но здесь смотрятся чуть не банальностью. В технических и производственных моментах мы превзошли американцев. Например, есть эпизод, где сосед героини открывает дверь на лестничной площадке, раздается взрыв, его отбрасывает, и он умирает. В американской версии во время взрыва на кадр накладывают клубы пламени, и манекен, у которого даже не стерт трос, выдергивают из пламени. Наш путь ручной и сложный: у нас в подъезде настоящая бомба, и каскадер после взрыва отпрыгивает назад», — рассказывает в интервью на сайте Первого канала продюсер сериала Денис Евстигнеев.

В свое время создатель оригинального «Prison Break» Пол Шоринг больше года уговаривал компанию Фокс снять сериал. Компания сильно сомневалась в том, что у подобного сюжета есть долгоиграющее сериальное будущее. Только убедившись в высоте рейтингов приключенческих сериалов «Lost» и «24», компания согласилась сделать 13-ти эпизодный сериал, который в результате невероятной популярности у зрителей, был, не отходя от кассы, растянут до 24-х эпизодов.

Российский двойник, так мало чем отличающийся, вроде, должен был бы и «выстрелить» так же, но что-то в копии не то. То есть, по рейтингам-то он выстрелил, но есть ощущение, что зрители Первого вместо крабового мяса получили крабовые палочки. То ли декоративная мосфильмовская тюрьма не так кинематографична, как американская. То ли исполнитель роли младшего брата, худосочный Юрий Чурсин не так харизматичен, как круглоголовый Вентворт Миллер. То ли что-то еще. Но убого смотрится отечественная монте-кристовская романтика.

Хотя вот актриса Екатерина Климова, исполнительница роли возлюбленной старшего брата, утверждает, что задачи сделать фильм под копирку не было и русский аналог вышел не только технологически лучше, но и психологически глубже: «Все-таки русская школа актерского мастерства сказывается...» И хочется тут возразить Екатерине: мол лучше бы уж Станиславского-то приберегли для другого случая, да промолчим. В конце-концов, переснимать сериалы — выгодно, и еще неизвестно, что получилось бы у Голливуда, купи они права на наш оригинальный комедийный многосерийник «Гаражи», где мужик живет в надстройке над гаражами и травит байки про наши соцреалии. Это тот, что по вторникам, если что.

Первая серия сериала «Побег» на сайте «Первого»:

Дата публикации:
Категория: Телевидение
Теги: Первый каналСериалы