Ремарки

Ирина Моисеева

Стихи талантливы — и там, где они полемически заострены, и там, где иронически беспощадны, и там, где лирически взволнованны и приподняты. И, понятно, мои разногласия с поэтессой по многим мотивам не мешают мне высоко ценить ее лирику, в том числе и гражданскую, и предлагать читателю в качестве одного из образцов поэзии «поздних петербуржцев». Из антологии Виктора Топорова «Поздние петербуржцы»

Сама невинность

В четвертой публикации своего цикла «Стихи в Петербурге: продолжение жизни» Евгений Мякишев представляет поэта Пантелеймона Невинного, порнографа, наивного преемника Апулея, Рабле, Баркова, Козьмы Пруткова, Вл. Сорокина и Михаила Болдумана. А также объявляет о создании своего собственного ЛИТО — литературной штудии «Кунштюк».

Балет невылупившихся птенцов

Одно значительное лицо — чуть ли не первое в государстве — заявило, что никогда еще в истории России не жили люди столь широко и привольно, как в нулевые до кризиса. Не все, конечно, и не везде, но что касается литературных премий — да, это так, несомненно. Точное количество литературных и окололитературных наград в последние годы не поддается подсчёту; по данным Российской Государственной библиотеки — более трёхсот позиций. И ведь действительно, никогда в истории России такого не было. Сергей Князев о литературных премиях

Печа-куча около Набокова. Проект Вячеслава Курицына

В течение нескольких месяцев, примерно до конца календарного года, «Прочтение» предоставляет свои виртуальные страницы для примерно десятка странных материалов. Разного рода «картинки» , так или иначе связанные с именем и творчеством В. В. Набокова, будут сопровождаться по возможности содержательными комментариями Вячеслава Курицына. «Около Набокова», а не «про Набокова» — потому, что по ходу большого исследования на полях его налипает множество вкусных подробностей, совсем прямого отношения к теме не имеющих, но и никак не желающих обратно растворяться в мглистой тьме библиотек.

Анаит Григорян. Механическая кошка (фрагмент)

Анаит лишь записывает истории ветра с той стороны, находящейся за гранью добра и зла, где на Литейном проспекте читает лекцию доктор Калигари, а гофмановский мастер Коппелиус работает в полуподвальной мастерской на Гражданской улице, создавая очередное механическое существо. Но вот сумерки рассеиваются, начинают работать кафе, и не механический, а обычный кот Васька лежит на подоконнике, радуясь редкому солнечному дню. Мир обретает ясность... Несколько стихотворений из сборника

В кущах звёздных миров

Болтался в солнечной лагуне клуба «Дерзание» потерпевший крушение начинающий флибустьер с подозрительно интеллигентной внешностью. Уже тогда в костюме, при галстуке, в умного вида очках. Как-то особливо себя не проявлял: девчонок — а ведь это для поэта наиглавнейшее дело — не увлекал посредством стихиков в дебри страстей, а всё больше о звёздах, вселенских мирах и человеческих проблемах галактического масштаба размышлял. Третья публикация цикла «Стихи в Петербурге: продолжение жизни» Евгения Мякишева

Два в одном, или Един во многих

Внезапно из прорехи туч на капоты машин вытек желток луны, замызгав возвышающуюся посередь лакированного железа невысокую фигуру в плаще с капюшоном. Фигура — в поисках неизвестно чего — перемещалась меж нестройных автомобильных грядок. Движения почудились мне определённо знакомыми. Приблизившись — я встретился с ускользнувшим с моего небозёма двумя годами ранее Валентином Бобрецовым (теперь, как выяснилось, сторожем автостоянки) — названым отцом художницы и поэтессы Насти Козловой, поэтом и художником. Вторая публикация цикла «Стихи в Петербурге: продолжение жизни» Евгения Мякишева

Китуп рисует ракеты, или Сорок пять минут пешком от Zoo

Прекрасные, но грустные для России стихи. Лучше бы стихи были похуже, а Гена хотел бы жить в России. Вот и поэт Саша Гальпер живет в Нью-Йорке. Он доверил «Пропеллеру» книгу «Генсеки и гомосеки», и не прогадал. Центральным в книге является «Сказ о Техасском Суперпидаре», герой которого по имени Джон, лицо нетривиальной сексуальной ориентации, был приговорен к казни на электрическом стуле, но выдержал напряжение в пять тысяч вольт и победил всех врагов. Вячеслав Курицын о новых книгах берлинского издательства «Пропеллер»

Огненный факт: Григорьевская поэтическая премия

О — Григорьеве, о — Геше! Ибо фамилия-то теперь у всех на слуху, а о её реальном носителе — как это частенько бывает — знают не все, не всё и — ох как далеко, не везде. Сей же миг мы исправим это досадное упущение. В биографии любого настоящего поэта встречаются «белые пятна», а Геша умудрился внести интригу даже в такую банальную вещь, как паспортная анкета. Первая публикация цикла «Стихи в Петербурге: продолжение жизни» Евгения Мякишева

Что хотел сказать автор?

Мякишев пишет с позиции «я — собеседникам». Или нет — сначала как будто бы действительно детям, но потом увлекается, и вот уже «разве нас не учили с первого класса не путать автора с лирическим героем?» Учили НАС. Мы на одной стороне: автор и читатели. Отзыв Аси Тереховой на статью Евгения Мякишева «DJ Заболоцкий» проекта «Литературная матрица»

Шок для зажравшихся любителей попсы

Я считаю, что у ребят моего возраста и так достаточно источников, чтобы черпать жаргонизмы и бунтарские мысли, а что же поможет для изучения исконного, правильного русского языка лучше, чем художественная литература, а тем более — учебник по ней? Отзыв Наташи Николаевой на статью Владимира Тучкова «Бунт на корабле русской поэзии» проекта «Литературная матрица»

Почитать мнение других всегда интересно

Конечно, в каких-то местах, как мне кажется, автор сильно увлекался и забывал, что его читатели — школьники и несколько непонятных и необъясненных слов все же было, но с этим можно смириться, лично для меня основное впечатление не было испорчено. Отзыв Али Банис на статью «Одна-единственная нить ковра» Аркадия Драгомощенко проекта «Литературная матрица»

Не стоит пренебрегать чтением оглавления

Все проходят в школе «Преступление и наказание», но многие так и не узнают, в чем же состоит идейный смысл, ибо учителя литературы — люди мыслящие, любящие говорить свои выводы и суждения как должное и единственно правильное объяснение. Отзыв Маргариты Гариповой на статью «По соседству с Достоевским» Сергея Носова проекта «Литературная матрица»

Свежий взгляд на The Russians

Мне кажется, что именно современного, свежего взгляда на этих «The Russians», о которых многие Russians знают меньше иностранцев или вообще не знают ничего, как раз и не хватало — мало кто из моих сверстников без «пинка» пойдет штудировать литературные статьи Добролюбова, Писарева или Бродского. Отзыв Анны Дорошенко на статью «По соседству с Достоевским» Сергея Носова проекта «Литературная матрица»

Юлия Беломлинская

«Может и нескромно — но нет никакой надежды, что о моей поэзии напишет кто-то другой. Я сочиняю стихи редко. Только если влюбляюсь или сильно недосыпаю...»

Двадцать четвертый, заключительный, выпуск антологии Юли Беломлинской «Стихи в Петербурге 2010»

Настроение «Земских»

Валерий Земских

«Я помню красивый вечер в „Бродячей собаке“, когда Валера все свои стихи повесил на ниточках — под потолок. Как елочные, игрушки. Это было весело. И все равно, стихи были грустные».

Двадцать третий выпуск антологии Юли Беломлинской «Стихи в Петербурге 2010»

Поэтический конкурс. Дневник члена жюри Григорьевской премии. Часть четвертая

29 ноября будет объявлен короткий список Международной поэтической премии им. Геннадия Григорьева, первое вручение которой состоится 14 декабря. «Прочтение» этой публикацией заканчивает цикл публикаций «Дневник члена жюри Григорьевской премии» литературного критика Виктора Топорова.

Поэтический конкурс. Дневник члена жюри Григорьевской премии. Часть третья

14 декабря состоится первое вручение Международной поэтической премии им. Геннадия Григорьева. Не так давно оргкомитет премии опубликовал список поэтов, участвовующих в конкурсе на соискание награды. «Прочтение» продолжает цикл публикаций «Дневник члена жюри Григорьевской премии» литературного критика Виктора Топорова.

Путь Сумашая, или Просраться розовым брильянтом

Ирина Дудина.

Конечно, бабам за сумашайство надо давать приз. Но главный приз Сумашая — это и есть свобода. От всех положенных шор и шорников.

Двадцать второй выпуск антологии Юли Беломлинской «Стихи в Петербурге 2010»

Поэтический конкурс. Дневник члена жюри Григорьевской премии. Часть вторая

14 декабря состоится первое вручение Международной поэтической премии им. Геннадия Григорьева. Не так давно оргкомитет премии опубликовал список поэтов, участвовующих в конкурсе на соискание награды. «Прочтение» продолжает цикл публикаций «Дневник члена жюри Григорьевской премии» литературного критика Виктора Топорова.

Поэтический КОНКУРС. Дневник члена жюри Григорьевской премии. Часть первая

14 декабря состоится первое вручение Международной поэтической премии им. Геннадия Григорьева. Не так давно оргкомитет премии опубликовал список поэтов, участвовующих в конкурсе на соискание награды. «Прочтение» начинает цикл публикаций «Дневник члена жюри Григорьевской премии» литературного критика Виктора Топорова.

Варлам Шаламов как зеркало русского капитализма

Статьи о классиках из нового учебника по русской литературе, хоть и покрывают школьную программу по предмету, вряд ли пригодятся в «изучении» великой русской или подготовке к ЕГЭ. Но так оно и задумано. Авторы проекта — не литературоведы, а писатели и, как никто другой, знают, что «изучение» текста совсем не то же самое, что опыт его настоящего чтения. Профессиональные филологи, наверное, упрекнут труд в неакадемичности, а многие статьи найдут спорными (так оно и есть — недаром некоторым авторам посвящено по две совсем разных статьи). Но школьники, которым учебник попадется в руки, вряд ли смогут удержаться, чтобы не накинуться на классиков — хотя бы для того, чтобы поспорить или согласиться с теми мнениями, которые о них прочтут. Как, например, в случае со статьей Андрея Рубанова о Варламе Шаламове.

Ваня Квасов, или Откуда берутся дети?

Иван Квасов

Квасов часто читает со сцены. Часто — с музыкальным сопровождением. По стилю это поэт — слэмовый, его учителя — такие, как Родионов, Емелин, Немиров... Соратники — Голубенцев, Горохов... Местами обитания были такие Дома Культуры, как Платформа, Мод и Ахтунг. Теперь Танцы и Питер-ОГИ.

Двадцать первый выпуск антологии Юли Беломлинской «Стихи в Петербурге 2010»

В поисках мистера Бэнкса

9 августа — день рождения Памелы Трэверс. Почти сорок лет она сочиняла истории об английской няне Мэри Поппинс, которая перешептывалась с птицами и младенцами, много знала, но ничего не говорила. Сама Трэверс поступала так же — прятала свою настоящую жизнь от посторонних, а красивые фантазии вдохновляли ее больше, чем скучная правда. «Только Соединяй» / «Only Connect» и «Никогда не Объясняй» / «Never Explain», — любила повторять писательница. Эти две фразы во многом определили сценарий ее жизни. Эссе Марии Каменецкой