Ремарки

Лето — время фестивалей. Музыкальных, спортивных, культурных — да, в общем-то, любых, ведь что может быть лучше, чем отдых на открытом воздухе в компании единомышленников? Совсем скоро, уже в эти выходные, в Санкт- Петербурге пройдет очередной благотворительный книжный маркет «Фонарь», и в его преддверии главный редактор «Прочтения» Полина Бояркина рассказывает, какие фестивали ей уже удалось посетить этим летом, и рассуждает о том, почему читателям, издателям и авторам нужно почаще собираться вместе.
0
0
0
2746
«Одиночка» — дебютный роман Маргариты Ронжиной. По названию и аннотации есть искушение отнести этот роман к разряду сугубо женских, но на самом деле он преодолевает специфически гендерное восприятие. Прослеживая путь двадцатипятилетней Саши, читатель обретает надежду и веру в собственные силы. Главный редактор издательства «Альпина. Проза» Татьяна Соловьева поговорила с Маргаритой Ронжиной об авторской интонации, прототипах и сложных темах в литературе.
0
0
0
7574
Литературный обозреватель и контент-менеджер издательских сервисов группы компаний «ЛитРес» Денис Лукьянов поговорил с художницей Полиной Граф о том, насколько изменился подход к созданию книжных обложек в России и почему уход от старых шаблонов привел к появлению новых, как выглядят адекватные правки и почему шрифт — дело тонкое.
0
0
0
9150
«Год порно» Ильи Мамаева-Найлза стал одной из самых громких книг весеннего сезона. История миллениала Марка из Йошкар-Олы, по сути лишенная какого-то основательного сюжета, но содержащая множество примет жизни современного молодого человека в провинции, собрала редкостный шквал положительных отзывов и засветилась на страницах крупнейших изданий. Мы решили не ограничиваться одной рецензией, а попросили нескольких критиков и обозревателей дать свой отзыв на роман, чтобы рассмотреть этот любопытный феномен более многомерно.
0
0
0
21326
О терроризме не принято говорить открыто, но только назвав зло по имени, можно с ним бороться. И тут как никогда важна поддержка литературы. Специально для «Прочтения» Мария Закрученко в своей второй подборке рассказала о книгах, в которых голос дается жертвам терактов. Романы о травме свидетеля и чувстве ложной вины, документальный текст о трагедии в Беслане и повесть о том, какой путь можно проделать, чтобы спасти хотя бы одного из тысячи заложников.
0
0
0
8566
В конце апреля завершил свою работу проект «Метод», помогающий авторам и предпринимателям сделать первые шаги в кино, литературе и нарративном дизайне. Мы поговорили с экспертами и членами жюри образовательного трека «Синопсисы для книг и издательского дела», чтобы узнать о том, как обстоят дела на российском книжном рынке, как повлияли на его работу санкции и как начинающему писателю пробить себе дорогу в мир большой литературы.
0
0
0
2970
Совсем недавно в издательстве «Иностранка» вышел перевод романа Юкио Мисимы «Дом Кёко». Чтобы помочь русскоязычному читателю лучше разобраться в культовом произведении, японист, критик и прозаик Александр Чанцев написал статью, посвященную «Дому Кёко». О теме зеркала, идеи смерти и четырех личностях самого Мисимы, воплощенных в героях книги, — в новом материале, который мы считаем абсолютным мастридом для каждого, кто хочет лучше понять концептуальность японского писателя.
0
0
0
14002
«Вечная» тема отцов и детей снова и снова реактуализируется в литературе. Сейчас, когда роль отца пересматривается и ведутся разговоры о «новой маскулинности» и равноправном родительстве, когда выросло целое поколение детей, пристально вглядывающихся в свое настоящее через призму отношений с родителями, появляется все больше откровенных книг на эту тему, часто — в автофикциональном жанре. Писательницы и редакторки проекта «Что я знаю о папе» — антологии художественных текстов об отцах в России — Марина Кочан и Яна Верзун делятся своими любимыми книгами об отцах. Весь спектр чувств, испытываемых детьми к своим родителям — от любви до ненависти, от непонимания до принятия, — в новой подборке специально для журнала «Прочтение».
0
0
0
12554
Для того чтобы обратиться к себе и найти мотивацию для творческого движения, «Ковен Дур» запускает курс писательских медитаций. Это восемь аудиопрактик, в ходе которых участники и участницы отправятся на поиски источника сил — личных и писательских, чтобы в финале создать новый текст — актуальный, метафоричный и цельный.
0
2
0
3394
В нынешнем году театральный и литературный мир широко отмечает двухсотлетие со дня рождения Александра Николаевича Островского — одного из самых плодовитых (шутка ли — 48 пьес!) и определяющих российский театр драматургов. В честь юбилея великого драматурга Наталия Соколова обошла петербургские театры в поисках самых интересных постановок его пьес за последние три сезона.
0
0
0
9434
«Гнездо синицы» — дебютный роман Ромы Декабрева — начинается со сцены на столе морга, в которой свои ощущения от вскрытия читателю описывает труп. Шоковое погружение в текст, однако, оказывается лишь одной из множества иллюзий, возникающих в романе. Татьяна Соловьёва поговорила с Ромой Декабревым о том, чем писатель похож на патологоанатома, почему важно «не плодить апатию» и возможен ли выход из постмодерна.
0
0
0
8082
Если посмотреть на книжное медийное пространство, то складывается впечатление, будто художественную литературу для детей и подростков считают второстепенной по отношению ко взрослой. Мы хотели бы исправить эту ситуацию и начать решили с тематической подборки: реальные истории о подростках со сложной судьбой, магический реализм, где героиня выбирает дружить с кикиморой, фантастический детектив в «закрытой комнате» и книга с сюжетом, будто подсмотренным в аниме (не говоря уже об иллюстрациях в стиле манга).
0
1
0
5566
Илья Мамаев-Найлз — выпускник Школы литературных практик, дебютировавший в 2023 году с романом “Год порно”. Это текст, основанный на личном опыте автора: главный герой Марк — такой же “простой парень” из Йошкар-Олы, который живет в машине и зарабатывает переводом фильмов для взрослых. Мы поговорили с Ильей Мамаевым-Найлзом о первых писательских опытах и учебе в литшколе, об автобиографичности его романа, о “новой маскулинности”, а также о том, может ли культура спасти мир.
0
1
1
22102
Завтра в московском Гостином дворе стартует Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictioN весна. По традиции мы — редакция и авторы «Прочтения» — подготовили список новинок, за которыми хотели бы туда отправиться.
0
0
0
6210
Изначально ChatGPT создавался как чат-бот, но сейчас активно используется для создания контента, написания эссе, рефератов, дипломов... А может быть, даже текстов для Тотального диктанта? Вместе с организаторами просветительской акции, в ходе которой каждый год по всему миру проводятся диктанты (в этом году он состоится 8 апреля), мы решили провести эксперимент и проверить, сможет ли нейросеть иногда подменять известных российских писателей.
0
1
0
10382
Марго Гритт — финалистка шестого сезона премии «Лицей». В этом году ее дебютный сборник рассказов «Вторжение», отмечанный блогерским жюри в специальной номинации портала Ridero, выходит в издательстве «Альпина.Проза» в расшриренном варианте — с повестью «Чертово колесо». Татьяна Соловьева обсудила с Марго Гритт, как написать идеальный рассказ, когда авторское переживание сближается с читательским, в чем ценность литературного коммьюнити и почему научиться эмпатии важнее, чем художественным приемам.
0
1
0
4094
Совсем скоро — 17 апреля — стартует курс новой литературной мастерской «Странные люди». Это авторский проект писателя Евгения Бабушкина «для онемевших и ищущих свой язык, для оставшихся и уехавших». Он поможет тем, кому все сложнее подобрать слова для описания реальности, снова обрести возможность говорить — в прозе. В рамках партнерского материала Евгений Бабушкин поделился с читателями нашего журнала несколькими советами, как выйти из творческого кризиса.
0
2
0
3566
В последнее время наблюдается расцвет издательского формата, прежде бродившего где-то на периферии литпроцесса, — сборника текстов разных авторов. Феномен сборника интересен тем, что он создает вокруг себя коммьюнити единомышленников — не только авторов, но и читателей, а малая форма как будто более приспособлена откликаться на современность. Мы подготовили подборку из трех недавно вышедших сборников, авторы которых — от молодых писателей до волонтеров и благотворителей — прорабатывают личные и исторические травмы, осмысляют себя среди других и ищут пути будущего, глядя в него с надеждой, несмотря ни на что.
0
1
0
3474
Выросшая в девяностых в провинциальном городке, практически на развалах СССР, Птицева становится голосом нового, постапокалиптического времени — времени победившего пластмассового мира и разросшейся по забросам полыни. Название романа, таким образом, отсылает не только к конкретному фантастическому месту в вымышленном пространстве текста — полынному полю на изнанке мира, за таинственным занавесом, — но и в целом к постсоветскому пространству и времени.
0
0
1
10622
Герои романа Александры Шалашовой «Салюты на той стороне» — пациенты санатория для слабовидящих детей, которых эвакуировали из охваченного войной города на реке Сухоне. Татьяна Соловьева поговорила с Александрой Шалашовой о том, зачем писать и читать страшные тексты, о чувствах автора к героям, о референсах и прототипах, а также о том, почему никаких взрослых не существует.
0
0
0
5382
Пару недель назад, 12 февраля, в музее-квартире Иосифа Бродского «Полторы комнаты» прошла презентация книги Марии Нестеренко «Розы без шипов: женщины в литературном процессе России начала XIX века». Автор книги — филолог, PhD Тартуского университета и специалист по творчеству забытых писательниц XIX — начала XX века. Главный редактор «Прочтения» Полина Бояркина поговорила с Марией об отношении к женской литературе в России и на Западе от XVIII века до наших дней, а также о том, существует ли вообще отдельная — женская — литература.
0
0
1
5730
Первая треть XIX века не является точкой отсчета для изучения истории женского письма в России, однако именно тогда участие женщин в литературном процессе становится конвенциональным. Проанализировать этот период берется исследовательница роли женщин в литературе Мария Нестеренко. Мы выбрали семь интересных фактов из ее книги «Розы без шипов: Женщины в литературном процессе России начала XIX века».
0
0
1
3370
14 февраля — не только День влюбленных, но еще и Международный день книгодарения. Собрали на одной странице книги, которые расширят ваши познания в литературе, помогут вспомнить забытое и покажут авторов, любимые сюжеты и персонажей с неожиданного ракурса.
0
0
1
3318
С каждым годом книжный краудфандинг пробуют все больше авторов: на платформах запускают кампании не только издательства и независимые писатели, но и журналисты, институции, фотографы, библиотеки, владельцы популярных групп в социальных сетях и многие другие. Вместе с менеджерами платформы Planeta.ru мы подготовили универсальный гайд для тех, кто хочет запустить книжный краудфандинг.
0
1
1
5742
Яна Летт — молодая писательница, работающая в жанре янг-эдалт. В редакции Wonder Books издательства АСТ выходит новый фэнтези-роман писательницы «Препараторы. Зов ястреба». Мы поговорили с Яной Летт об универсальности янг-эдалта для читателя, о самоцензуре и социальной критике в подростковой литературе, о том, почему второстепенные герои иногда оказываются ближе аудитории, чем главные, и, конечно, о фэнтезийных художественных мирах.
0
0
0
3890
Международный день памяти жертв Холокоста ежегодно отмечают 27 января. Об этой страшной трагедии написано немало произведений. Мы выбрали восемь важных книг об ужасах, происходивших с ни в чем не повинными людьми. Людьми невероятной силы духа, самоотверженности и смелости, о которых должен знать каждый.
0
0
1
3514
Алла Горбунова — поэт, прозаик, литературный критик. В Creative Writing School она ведет мастерскую «Чрезвычайная ситуация: как писать о своем опыте». Специально для «Прочтения» Юлия Виноградова поговорила с Аллой Горбуновой о терапевтичности литературы, детском круге чтения писательницы, ленинградском андеграунде, расцвете субкультур, об эзотерическом буме девяностых и о том, почему падение листа — это тоже поэзия. 
0
2
0
11846
Изучив книжные планы на текущий год, мы навыбирали для чтения почти четыре десятка изданий разных направлений и жанров. Тут и книги с писателями в главной роли от российских авторов, и новые романы легенд мирового уровня вроде Ласло Краснахоркаи и Ханьи Янагихары, и переложение классики, и тексты, давно изданные за рубежом, но только сейчас дошедшие до русскоязычного читателя (многие уже замерли в ожидании «Нации прозака» в переводе Ольги Брейнингер). Думаем, что-то из нашего списка новинок приглянется и вам.
0
3
1
25770
В последней публикации уходящего — сложного, тяжелого, тревожного для многих — 2022 года Полина Бояркина подводит итоги — личные, книжные и журнала «Прочтение». Новый выпуск «Колонки главреда» — о поддержке и вере в будущее, несмотря ни на что.
0
3
1
3934
Мы начинаем подводить книжные итоги этого непростого года. В начале весны многим из нас казалось, что все, чем мы занимались долгое время, как будто перестало иметь смысл, как будто было зря. Кажется, за год нам (почти) удалось преодолеть это ощущение, и важно, что не последнюю роль в этом сыграли книги. В первом итоговом материале мы попросили наших друзей и коллег-книжников поделиться тем, какие тексты поддерживали их на протяжении последних двенадцати месяцев.
0
1
0
11018