Литературное поле Новосибирска

Летний спецпроект журнала «Прочтение» (один из тех, на которые мы собираем средства в рамках краудфандинга) — серия своего рода виртуальных литературных путеводителей по городам нашей страны. Из них вы узнаете о литературной жизни за пределами двух столиц в лицах и текстах, о сообществах и «тусовках для своих», о «достопримечательностях», которые нельзя сфотографировать или найти в Google. Рассказы наших специальных корреспондентов на местах — литераторов, издателей и книготорговцев — помогут спланировать, без преувеличения, самое литературное путешествие по России. Первый выпуск посвящен Новосибирску.


СООБЩЕСТВА

Виталий Сероклинов, писатель, литературный редактор, заведующий отделом прозы и главный редактор журнала «Сибирские огни» в 2010-2017 годах:

Ситуация с прозаическими сообществами в Новосибирске очень грустная. Назвать «сообществом» новосибирское отделение СПР [Союза писателей России — «Прочтение»] будет слишком сильным определением — сие благородное собрание мужей возраста 70+ видит друг друга в прокуренном помещении в центре города только на похоронах очередного аксакала-графомана, члена этого самого союза. Аксакалов жалко: были времена, когда они присылали мне в журнал по роману на восемьсот тысяч знаков раз в полгода. Шедевры ваялись на одну и ту же тему — любовь престарелого творца и шестнадцатилетней одалиски, с эротическими и даже детально-порнушными сценами из жизни героев и одинаковыми диалогами прямо во время сексуальных утех, с неловкими недоумениями аксакалов («Ах, зачем тебе я, вокруг тебя есть молодые!..») и однообразными ответами занятых в это время ублажением партнера гетер на грани «возраста согласия» («Лучше тебя не найти, зачем мне эти глупые качки!»). Ныне аксакалы ваяют унылые романы под названием «Конокрад и гимназистка» (реальное произведение местного автора, между прочим, в автобиографии до сих пор указывающего, что он «участник VIII совещания молодых писателей СССР») и исторические изыскания о славном прошлом «незаслуженно оболганных» черносотенцев. Есть в городе представители и другого, условно-либерального осколка бывшего СП СССР, СРП [Союза российских писателей — «Прочтение»]. По меткому определению коллеги, один из этих союзов «антисемитский», а другой — «анти-антисемитский», вот и все отличие.

Из представляющих хоть какой-то интерес литературных прозаических мероприятий можно назвать семинары фантаста Геннадия Прашкевича, откуда вышло три-четыре интересных автора — по меркам полуторамиллионного и погрязшего в литболоте Новосибирска и это уже удача.

Если обратиться к персоналиям, то приличных прозаиков в Новосибирске мало, в отличие от поэтов. За последнюю четверть века, а то и больше, всего три новосибирских прозаика попадали на страницы главных литературных «толстяков» страны (а это вполне себе четкий критерий): филолог Олег Постнов, живущий затворником в Академгородке и публиковавшийся в «Октябре», Геннадий Прашкевич, выходивший в «Знамени», активно продвигающий последние годы тему «я и великие», и, извините, Виталий Сероклинов, неоднократно появлявшийся в «Новом мире», «Урале» и других литературных журналах. Регулярно публикуется Виктор Стасевич, пишущий на грани сказки и реальности, талантливый фотохудожник и большой ученый. Выстрелившие в «Дебюте» лет пять-шесть назад интересные молодые авторы вроде Ольги Римши дальше этого, увы, не пошли, а единственный талантливый молодой, без скидок, прозаик и возможная будущая звезда новосибирской прозы Дмитрий Райц пока не может пробиться через консерватизм нынешних издательств. Если не остановится в этой своей перманентной битве — из него выйдет толк.

 

Антон Метельков, поэт, создатель культурного путеводителя «Речпорт» и литературной
Cтудии 312:

Литературное пространство современного Новосибирска отчетливо поляризовано. На одном его полюсе расположен старейший журнал «Сибирские огни», апеллирующий, условно говоря, к аудитории с «традиционными» пристрастиями. Сотрудники «Сибирских огней» Дмитрий Рябов и Кристина Кармалита являются также создателями товарищества сибирских драматургов «ДрамСиб». На другом полюсе литературного Новосибирска находится культурный путеводитель «Речпорт» и родственная ему литературная Студия 312, представляющие «актуальную» литературу.

«Речпорт», вырос из фестиваля экспериментальной поэзии Experiences (проводился в Новосибирске в 2010-2013 годах). Причина его появления — отсутствие в городских СМИ отклика на события в культурной жизни города; часть организаторов Experinces принялись за исправление ситуации. Постепенно к ним присоединилось еще несколько авторов. Материалы «Речпорта», охватывающие не только Сибирь, но и другие регионы России и мира, размещаются в интернете (на платформе «Сигма»), а по итогам года издается бумажный номер с лучшими материалами. Одновременно с этим «Речпорт» организует различные литературные мероприятия.

В 2017 году некоторые из создателей «Речпорта» (Антон Метельков, Сергей Шуба, Виталий Шатовкин и другие) основали Студию 312, на базе которой ведется практическая работа в поле современной литературы: идет поиск молодых авторов, устраиваются обстоятельные и остроумные обсуждения художественных текстов (с привлечением экспертов из других городов), разрабатываются мастер-классы для школьников и студентов, проводятся открытые интервью и лабораторные работы, ведется разнообразная проектная деятельность. Лабораторные работы направлены на создание художественных текстов в нетипичных для этого условиях, например, в Музее науки и техники СО РАН, в мастерской художника, в военном городке. Так реализуется проект по созданию «текста города», в художественной форме описывающего городские реалии и являющегося необходимым дополнением к образу современного города в целом. Среди проектов Студии 312 основным является оформление Сибирской поэтической школы: выделение характерных признаков, систематизация и анализ архивов, определение корпуса художественных и критических текстов, организация межрегиональных связей. Например, проект «Междуречье» создан, чтобы налаживать международные связи между локальными литературными группами.

Существует также поле условно «независимых» авторов, которых, как правило, все же можно отнести к тому или иному «лагерю», и ряд литературных сообществ, имеющих чаще всего локальный характер. В большинстве случаев это некие клубы по интересам или кружки декоративно-прикладного творчества — литература как таковая имеет к ним достаточно опосредованное отношение. Исключение — портал «Белый мамонт» и действующий на его основе семинар Геннадия Прашкевича. Среди других литературных формаций можно упомянуть молодежные литературные клубы «Первоснежник» и «Сияние», сеть «Чтецы НСК» и такие любительские объединения как «Поэтическая поляна», «Молодость», «Лига свободных авторов», «Студия доброго слова», проект «Поэтический марафон», традиционно стоящие несколько особняком литературные клубы Академгородка и несколько частных инициатив — литературное объединение «ЛОМ(ТиК)» Юрия Татаренко и фонд «Сибирский писатель» Егора Плитченко. Помимо консервативных «Сибирских огней» и современного «Речпорта» в городе существует еще ряд независимых издательских проектов: Артель «Напрасный труд» Андрея Щетникова, арт-группа художника Антона Карманова «На дне», издательство «Подснежник» Дмитрия Гусева, общество неформальной печати «iZZdat» и альманах актуальной сибирской поэзии «Между» Олега Полежаева и Сергея Шубы, издательская инициатива «Здесь.» Святослава Одаренко. Последний в значительной степени смыкается с окололитературным проектом «Поэту по портрету», который отличается тем, что, пользуясь методами «агрессивного маркетинга», продвигает поэзию самого разного уровня и тем самым стирает критерии художественности литературных произведений.

К основным городским площадкам бытования современной литературы (круга «Речпорта» и близких по духу авторов) относятся библиотека «Иниго», где традиционно проходят вечера новых стихов «Слогистика». Также «античная» крыша художника Натальи Ершовой, супруги поэта и переводчика Андрея Щетникова, который время от времени проводит там презентации новых книг своей артели. Существует арт-коммуна «На дне», где под предводительством Антона Карманова новосибирские художники в числе прочего занимаются самиздатом и придумывают совместные проекты с новосибирскими поэтами. Также — «Открой рот бар», где работает поэт Андрей Жданов. Студия 312 базируется в Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук, но многие студийные мероприятия экспериментального характера проводятся и вне стен библиотеки. Областная библиотека традиционно остается одним из центральных мест, где активно пропагандируется литература традиционного плана: здесь собирается семинар Прашкевича, организуются литературные фестивали «Белое пятно» и — в некоторой степени — «Книжная Сибирь». В галерее Jazzium ее основатель Александр Симушкин вместе с поэтом Еленой Берсеневой проводят поэтические встречи при участии музыкантов и прочих деятелей искусств. Молодые литераторы собираются в клубе «Первоснежник» при НОЮБ, в клубе «Сияние» при молодежном центре «PROдвижение», в культурных пространствах «Этаж» и «Крыша», в баре «Rooks».

Новосибирских поэтов можно довольно четко разделить на несколько поколений. Поколение 1960 годов рождения, во многом наследующее предыдущему (1930-40 годов рождения), оказалось не менее ярким и сплоченным — это Юлия Пивоварова (дочь Жанны Зыряновой), Станислав Михайлов, Владимир Светлосанов, Борис Гринберг, Андрей Щетников, Игорь Лощилов, Александр Ахавьев, Сергей Самойленко, Игорь Силантьев и др. Следует оговориться, что практически все они склоняются к «неофициальной» ветви новосибирской поэзии.

Поколение авторов, родившихся в 1970 годах (или чуть ранее), можно условно назвать «потерянным», но в то же время именно к нему относится самый, наверное, яркий современный поэт и прозаик Новосибирска — Виктор Iванiв (погиб в 2015 году). К этому поколению также относятся самые разнообразные авторы: Андрей Жданов и Антон Сурнин, Олег Копылов и Дмитрий Соколов, Михаил Моисеев и Петр Матюков, Александр Дурасов и Алексей Гамзов, Елена Берсенева и Мария Дубиковская, Юрий Татаренко и Алексей Ерошин и другие.

Следующее «монолитное» поколение — авторы 1980 годов рождения: Кристина Кармалита, Екатерина Гилева (Климакова), Сергей Шуба, Иван Полторацкий, Виталий Красный, Виталий Шатовкин, Олег Полежаев, Антон Метельков и другие. Практически все они публикуются в ведущих «толстых» журналах, являются лауреатами тех или иных премий. Во второй половине 2010 годов Новосибирск обогатился сразу несколькими яркими поэтами с несвойственными городу поэтиками: метаметафористом Виталием Шатовкиным из Владивостока, ироничным концептуалистом Андреем Верховым из Томска, Лелей Серебряной (Ольгой Дмитриевой) из Абакана — в ее творчестве очень сильны фольклорные мотивы.

В завершение нужно сказать несколько слов о формирующемся поколении молодых авторов, родившихся в 1990 годы. Самые опытные и известные из них — Дмитрий Королев и Дмитрий Северов. Стремительными темпами развивается чуть более молодой Сергей Васильев. Не без помощи Студии 312 раскрылись и стали обретать свой голос Валерия Яковлева, Александра Магзянова, Дарья Валова. Этим авторам больше, чем авторам предыдущего поколения, близка направленность журналов «Воздух» и «Транслит», но в то же время им небезразличны и традиции сибирской литературы.

 

МЕРОПРИЯТИЯ

Фестиваль новой детской литературы «Другие книги»
Анна Яковлева, директор «Книжного магазина Перемен», автор телеграмм-канала «Монологи книготорговки»:

В этом году фестиваль проходит во второй раз. Он проводится раз в год в предпоследние выходные апреля. Организатор — «Книжный магазин Перемен».

Это фестиваль новой детской литературы — мы хотим, чтобы как можно больше детей и взрослых знали о книгах Нины Дашевской, Дарьи Варденбург, Марии Грипе, о Лисе с зайкой и о Элмере, о «Самокате», «Белой вороне» и других издательствах со своим лицом. Мы очень тщательно подходим к выбору детских книг как на полках магазина, так и на фестивале — здесь только те новые детские книги, которые мы приносим домой (даже если у нас нет детей). Если совсем коротко — мы пропагандируем то, что любим сами.

В первый день фестиваля планируется профессиональная программа для библиотекарей, учителей и активных родителей: мы делимся опытом работы непосредственно с детьми, знакомим издательства и библиотеки и внедряем современный детлит в школы. Эффект есть. Основная программа включает в себя лекторий — это и встречи с авторами и издателями книг, и литературные обозрения, и собственно лекции специалистов в сфере. Детская программа предполагает практическую работу с книгой — мастер-классы, игры и другой интерактив. В прошлом году Лера Мартьянова проводила мастер-класс по книжному видеоблогу, а Александра Литвина — игру про «Истории старой квартиры», в этом году ученые Сибирского отделения РАН провели серию научных мастерских по книгам «Самоката», «Пешком в историю» и «Белой вороны». Отдельно для подростков сделали программы по философии и урбанистике — надо сказать, что это не разовые выходы, а часть общей годовой работы магазинов и научного клуба. Вишенка на торте — спектакли — в прошлом году был по «Вафельному сердцу», в этом привезли Ивана Пачина с «Умеешь ли ты свистесть, Йоханна?».

В ярмарке принимают участие около полутора десятков издательств. Основные — «Самокат», «КомпасГид», «Белая ворона», «Поляндрия», «Бумкнига», «Арка», «Розовый жираф», «МИФ», «Пешком в историю».

В основной день на фестиваль приходит около двух тысяч человек.

Уникальность этого мероприятия — в его узкой специализации: только новые, только детские и подростковые книги, плюс личный выбор организаторов. К тому же каждый год выбирается одна тема и прорабатывается на всех уровнях. В прошлом году мы говорили о том, почему взрослые так любят эти новые детские книги, в этом — о том, как через худлит изучать точные, естественные и гуманитарные науки.

 

Книжный фестиваль «Новая книга»
Михаил Фаустов, один из организаторов книжного фестиваля «Новая книга», член ассоциации «Межрегиональная федерация чтения»:

Идея провести в Новосибирске нормальный книжный фестиваль будоражила меня примерно с 2011-2012 года. Если меня что-то будоражит, я начинаю будоражить всех вокруг. Но ничего не выходило, а потом в связи с тем, что чемпионат по чтению вслух «Открой Рот» вышел на глобальные масштабы, я перестал жить в Новосибирске, но за тем, что в городе происходит, следил и слежу, новости читаю, с новосибирцами общаюсь ежедневно, а с некоторыми ежечасно. Поэтому, когда в 2016 году мэрия объявила о конкурсе грантов на культурные проекты, мы, «Межрегиональная федерация чтения», решили заявиться. Заявились с посылом «У нас получится, у нас всегда получается». Денег дали, правда вдвое меньше, чем мы просили, мы добавили от себя и провели в сентябре «Новую книгу. Том первый». Было хорошо. Были иностранные гости — из Германии, Великобритании, Швеции. Были литературные звезды. Были критики, книжные люди, специалисты. Удалось привезти около пятидесяти, кажется, издательств, и само название предполагало наличие «Второго тома». Он случился ровно через год. Деньги собирали, что называется, всем миром, была краудфандинговая кампания на «Планете», помог Миша Трифонов, владелец книжной сети «Аристотель», который с каждой проданной книги перечислял в фонд фестиваля определенную сумму. Мэрия тоже вложилась. Своих денег опять же добавили. И снова все получилось. Достаточно сказать, что двое из авторов, приехавших на «Новую Книгу. Том 2» — Шамиль Идиатуллин и Лев Данилкин через пару месяцев стали лауреатами одной из важнейших литературных премий России — «Большая книга». Издательств было уже довольно много, больше семидесяти. Третья «Новая книга» пройдет в начале сентября, чуть раньше, чем в прошлые годы — раньше фестиваль проходил в третьи выходные сентября.

Организатор фестиваля — ассоциация «Межрегиональная федерация чтения» — мы уже много проводим лет Чемпионаты по чтению вслух для взрослых и детей — «Открой Рот» и «Страница». Кроме того, совместно с известными всей стране книжными кураторами Борисом Куприяновым и Константином Мильчиным участвовали в организации Иркутского международного книжного фестиваля в 2017 году, сейчас работаем еще над несколькими фестивальными проектами.

Идеология мероприятия простая — сделать хорошо для города и интересно для читателей. Расстояние между книгой и читателем на книжном фестивале сокращается до минимума. Любой прохожий может столкнуться и поговорить со звездами современной литературы. Разговоры о книгах идут практически круглосуточно.

На фестивале проходят лекции, мастер-классы, встречи и беседы с авторами. Концерты. Выставки. В прошлом году приезжал знаменитый Театр.Doc, показал несколько спектаклей. Вообще программа прошлого года состояла из трех больших частей — Новая Книга. Life, Новая Книга. Pro и Новая Книга. Underground. Life — это события с максимально широким охватом, они проходят на улице, в самом центре города, там всегда много людей. Pro — это профессиональная секция для библиотекарей и профессионалов книжного рынка. Underground — это подвал. Там самые странные, неожиданные и безбашенные события. Мы планируем сохранить это разделение и в этом году. Отдельного внимания заслуживает детская программа, которую курирует главная детская книготорговка страны — Ира Рочева из Тулы. У Иры есть свой распрекрасный фестиваль с гениальным названием «ЛитераТула», но она всегда готова помочь хорошим людям и приехать в другие города.

Фестиваль проходит в парке, где всегда собирается много людей. По приблизительным оценкам, думаю, что аудитория НК-2 была около 15000 человек.

Мне кажется, что «Новая книга» ничем не уникальна. Это просто не очень большой книжный фестиваль, который выглядит именно так, как по моему мнению должен выглядеть не очень большой книжный фестиваль. Добрый, красивый, умный и максимально честный — и перед гостями, и перед читателями, и перед книгами.

А также:

Фестиваль «Книжная Сибирь»
Литературный фестиваль «Белое пятно»

 

ТЕКСТЫ

Мечта

Девочка лет двадцати пяти, в наброшенном на плечи платке с крупной бежевой бахромой и в серебристых полусапожках с рыжеватыми меховыми вставками, стоит перед витриной и смотрит на нее, не отрываясь.

На витрине телефоны, запчасти к ним и прочие гаджеты. Прямо перед девочкой новенький серебристый айпод с каплевидными наушниками, обвивающими прямоугольник футляра.

Девочка, сама того не замечая, водит по воздуху растопыренными пальцами, то прижимая руки к бедрам, то нервно перебирая ими.

К девочке, торопясь, подбегает другая — вся в черном, с добавками розового на воротнике и фальшзапонками модной куртки. Она почему-то не окликает подругу, заслоняя ей витрину, только так обратив на себя внимание.

После первых ее жестов становится понятно почему. Ее правая рука сжата в кулак, указательный палец вместе с кистью поворачивается из стороны в сторону: «Что?»

Та, что в серебристом, стеснительно показывает растопыренными пальцами над своей головой, кругами водя ими надо лбом: «Мечта».

«Черная» сердится, показывая свою возбужденность и недовольство выражением лица и движением наставленного к сердцу кулака.

«Серебристая» все так же стеснительно, но непреклонно показывает сложенной странной щепотью правой руки на свою левую подмышку: «Хочу!»

«Черная» делает быстрое раздраженное движение указательными пальцами прижатых к груди кулачков, будто показывает пробежку в баскетболе: «Это — другим!»

«Серебристая» покорно трогает себя указательным пальцем за лоб: «Я знаю».

«Черная» еще более раздраженно вытягивает правую руку и делает движение, будто энергично чешет пузо коту, перебирая пальцами: «Тогда — зачем?!»

«Серебристая» начинает размахивать руками и быстро-быстро шевелит губами, чуть подвывая, потом успокаивается, поднимает растопыренные пальцы над головой и водит ими над макушкой: «Мечта!»

Они уходят, одна психованно, другая понуро.

Через несколько секунд «серебристая» возвращается, находит упавшую варежку, напоследок оборачивается к витрине, смотрит на серебристый прямоугольник и «говорит» синеватой витрине, водя над головой растопыренными пальцами: «Мечта...»

Виталий Сероклинов

 

***

как говорил один известный лосев
врагу не продается брат иосиф
увы, не по карману он врагу
как хороши прогулки в сентрал парке
где как придурки, сиречь как подарки
приляжем мы навеки на лугу
как две скульптуры из макулатуры
осадки мировой литературы
собою недовольные вполне
скажи-ка, брат, ведь жизнь прошла недаром
пропахнув дымом дегтем скипидаром
в безвыйгрышной игрушечной войне

Антон Метельков

Книжные магазины Новосибирска
Книжный магазин Перемен, где помимо продажи книг с июня прошлого года работает детско-подростковый научный клуб: ученые местного СО РАН читают с детьми книги с точки зрения своих наук — и классику, и совсем новые тексты: например, этим летом — Пушкина, Чехова, Роулинг и Дашевскую.
КапиталЪ

Книжные магазины книготорговой сети «Аристотель»
Плиний Старший
Марк Аврелий
BOOK-LOOK
Book`ля

Благодарим за помощь в подготовке материала Анну Яковлеву, Виталия Сероклинова, Антона Метелькова и Михаила Фаустова.

Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: Литературное полекнижный магазин «Перемен»литературный путеводительлитературное путешествие