На том же месте в тот же час. Что искать на Петербургском книжном салоне

Текст: Елена Васильева

Петербургский книжный салон пройдет с 17 по 20 мая в Михайловском манеже. Некоторые издательства в этом году отказались от поездки в Петербург в пользу ярмарки книг об искусстве, проводимой музеем Garage в Москве. Однако и в манеже яблоку будет негде упасть — журнал «Прочтение» уже составил свой дайджест событий салона для тех, кого пугает официальная программа. Теперь мы публикуем гид по лучшим издательствам и их новинкам, чтобы долгие поиски не испортили настроение зашедшим на ярмарку.

 

  • Гузель Яхина. Дети мои. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. — 496 с.

О том, что автор романа «Зулейха открывает глаза» написала новую книгу, знают уже все. Известно и то, что этот роман — о жизни немцев Поволжья в начале XX века. Стиль Яхиной претерпел изменения, и это могли почувствовать все участники недавнего «Тотального диктанта»: предложения перестали быть рублеными и короткими, а количество причастных оборотов стремится к бесконечности. Также в сюжете романа спрятано большое количество отсылок к немецкой литературе XIX века, так что погружение в среду обитания шульмейстера Якоба Ивановича Баха обещает быть полным. Не забыла Яхина и о «вечном» — о смерти, о любви, о родственных чувствах и об ответственности за тех, кого мы приручили.

Также на стенде № 540:
Ксения Букша «Открывается внутрь» — сборник малой прозы о немного маргинальных и очень петербургских героях.

 

  • Валерий Залотуха. Садовник. — М.: Время, 2018. — 320 с.

В 2015 году писатель и сценарист (один из самых известных сценариев — к фильму «72 метра») Валерий Залотуха посмертно получил премию «Большая книга» за роман «Свечка». В 2016 году был опубликован второй том собрания его сочинений, книга малой прозы «Отец мой шахтер». Выхода сборника кинодраматургии «Садовник» ждали еще в прошлом году. В него вошли как сценарии отснятых фильмов («Садовник» и «Дорога»), так и не реализованные — «Последние времена» и «Тайная жизнь Анны Сапфировой». Второй был написан для Людмилы Гурченко, которой очень понравилось начало истории и, как говорят, совсем не понравился конец.

Также на стенде № 324:
Елена Минкина-Тайчер «Белые на фоне черного леса» — еще одна семейная сага Елены Минкиной-Тайчер, совмещенная с детективной историей и мелодрамой.

 

  • Антуан Лилти. Публичные фигуры: Изобретение знаменитости (1750–1850). — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2018. — 496 с.

Французский историк Антуан Лилти подчеркивает: его наука редко интересуется темой «селебрити». Для этого есть глянцевые журналы или, в конце концов, антропологи. Однако он берется показать, что понятие «знаменитости», к которому мы привыкли в XXI веке, появилось гораздо раньше, в эпоху Просвещения, и продолжало развиваться в XIX веке. Лилти объясняет такие термины, как «слава» и «репутация», и проводит между ними четкие границы. Главными героями исследования становятся Жан-Жак Руссо, Вольтер и Мария Антуанетта. Если бы пару веков назад существовал «глянец», в нем бы писали почти об этом.

Также на стенде № 182:
Клод Леви-Стросс, Дидье Эрибон «Издалека и вблизи» — беседы с автором «Печальных тропиков» об очередных главных темах: о жизни, чувствах, науке и политике.

 

  • Кирилл Кобрин. Разговор в комнатах. Карамзин, Чаадаев, Герцен и начало современной России. — М.: Новое литературное обозрение, 2018. — 224 с.

Кирилл Кобрин берется рассказать о том, как Россия в XIX веке стала современной и европейской. Он взял за основу биографии трех культурных деятелей: Николая Карамзина, Петра Чаадаева и Александра Герцена, — отдавая при этом себе отчет, что формирование российского общественного сознания того времени нельзя сводить к ним троим. «Разговор в комнатах» — лишь начало большой беседы о языке и темах, которые с XIX века из «новых» превратились в «вечные» и всегда актуальные. Важная метафора книги Кобрина — анфилада комнат в усадьбе или квартире, в которых ведутся дискуссии. Для обложки использована картина Капитона Зеленцова, художника-любителя, также творившего в начале и середине XIX века.

Также на стенде № 623:
Андрей Родионов «Поэтический дневник, начатый в день смерти Юрия Мамлеева 25 октября 2015» — название книги говорит само за себя: это ежедневные записи поэта Андрея Родионова длиной в восемь строк.

 

  • Зульфю Ливанели. История моего брата. — М.: Эксмо, 2018. — 352 с.

Роман турецкого писателя, режиссера и композитора Зульфю Ливанели впервые выходит на русском языке благодаря бессменной переводчице Орхана Памука Аполлинарии Аврутиной. Книга выходит под редакцией писателя Ильи Бояшова, а такой тандем — гарантия того, что текст подготовлен на высочайшем уровне. Книга Ливанели прикидывается простым детективом, однако на самом деле это полулегендарная биография, полная аллегорий и смыслов. «Историю моего брата» сравнивают со сказками Шахерезады, только вместо персидской царевны здесь — затворник из маленькой рыбацкой деревни.

Также на стенде № 540:
Андрей Иванов «Батискаф» — роман от автора «Харбинских мотыльков», рассказчика, который может заставить читателя взглянуть на нелицеприятные стороны человеческой души.

 

  • Анна Клепикова. Наверно я дурак. — СПб.: Издательство Европейского университета, 2018 (в печати).

В настоящий момент книга еще находится в работе, однако ее обещают выпустить к салону. «Наверно я дурак» — исследование антрополога Анны Клепиковой, которая несколько лет была волонтером благотворительной организации. Она вела дневник, пока работала в доме-интернате для детей с нарушениями развития и в психоневрологическом интернате для взрослых. В результате получился документальный роман о феномене «нормальности», в том числе о том, как ее воспринимают пациенты подобных учреждений. Что немаловажно, эта книга и о волонтерстве — непростой работе, требующей как принятия, так и отстранения.

Также на стенде № 663:
Вадим Волков «Государство, или Цена порядка» — еще одна книга в серии «Азбука понятий», объясняющая, «откуда есть пошло» понятие «государство».

 

  • Ле Корбюзье. Когда соборы были белыми. Путешествие в край нерешительных людей. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. — 360 с.

Человек-легенда Ле Корбюзье рассказывает французам о своем первом путешествии в США. Его привел в восторг Нью-Йорк, он очарован американскими студентами и почти разочарован небоскребами — могли бы быть и повыше. Путешествие случилось в 1935 году, в 1937 году книга вышла во Франции, а в 1946 году — в США, с весьма милитаристским предисловием. «Мир в смятении», — пишет Ле Корбюзье и пытается представить его будущее. Для него оно воплощается в образе заокеанской страны, в «молодом народе», которому он обещает прекрасное взросление. В конце книги на рисунках архитектора Манхэттен растворяется по мере удаления от него судна, на котором плывет Ле Корбюзье, желающий этой стране одних лишь успехов.

Также на стенде № 144:
Бруно Латур «Политики природы. Как привить наукам демократию» — если понятие «восстание машин» применить к науке, то получится «восстание терминов», то есть то, чего бы хотел философ Бруно Латур.

 

  • Тата Олейник. Изгнанные в сад. Пособие для неначинавших огородников. — М.: Альпина Паблишер, 2018. — 336 с.

Три в одном: гид по садоводству-огородничеству; краткий теоретический ликбез по темам «дача» и «сад»; нарочито шутливое автобиографическое повествование журналиста из глянца. «Изгнанные в сад» — книга отнюдь не глубокомысленная и иногда своей легкостью даже раздражающая. Хороша она тем, что поднимает вечно актуальную тему: что делать, когда всю жизнь прожил в городе, а потянуло к земле? Здесь есть советы по выбору сорта яблок, не говоря уже об инструкциях вроде «как вскопать грядку» и ответах на вопросы «зачем все это». С таким иногда не поможет и родная бабушка.

 

Также на стенде № 256:
Марк Форсайт «Краткая история пьянства от каменного века до наших дней» — еще одна книга с говорящим названием; из этой можно, например, узнать о разнице между настоящими салунами на Диком Западе и теми, что были придуманы в Голливуде.

Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: Валерий ЗалотухаГузель ЯхинаКирилл КобринПетербургский книжный салонЗульфю ЛиванелиАнтуан ЛилтиАнна КлепиковаЛе КорбюзьеТата Олейник