Радикальное искусство. Книги по теме

Книги по теме номера

Михаил Герман. «Модернизм. Искусство первой половины XX века»

  • СПб.: «Азбука-классика», 2008

Сезанн, Врубель, Пикассо, Кандинский, Дюшан, Сутин, Магритт, Шагал и прочие персонажи героического модернизма. Профессор, доктор, академик и франкофил представляет свою концепцию искусства первых десятилетий прошлого века.
 

Екатерина Андреева. «Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ — начала XXI века»

  • СПб.: Азбука-классика, 2007
Ученица и коллега Германа по Русскому музею развивает тему: все об абстрактной живописи, поп-арте, неодада, минимализме, концептуализме, лэнд-арте, феминизме (прости, Господи), симуляционизме и прочих удивительностях шебутного творческого ума.
 

«Тимур. Врать только правду». Автор-составитель Екатерина Андреева

    СПб., «Амфора», 2008
Книга о гуру петербургской художественной сцены Тимуре Петровиче Новикове. Тот, кто, глядя ныне на наследие гения, разочарованно пожимает плечами, имеет шанс оценить, какое влияние оказал Тимур на умы и творчество самых разных рыцарей ленинградского андеграунда.
 

Любовь Гуревич. «Художники ленинградского андеграунда. Биографический словарь»

    СПб.: «Искусство-СПБ», 2007
143 статьи о художниках, участвовавших в неофициальных выставках с 1957 по 1985 год, список этих самых выставок с перечислением всех участников, библиография, сто страниц цветных иллюстраций: большая работа, бесценный материал... нормальное подвижничество.
 

Юлия Беломлинская. «По книжному делу»

    СПб., М.: Лимбус Пресс, 2008
Беломлинская в словарь Гуревич не попала — поколением не вышла. Что не мешало ей быть (и не мешает, что более удивительно, оставаться) настоящей звездой андеграунда. Поэт, прозаик, мемуарист, художник, журналист и певица в этом издании выступает как литературный критик: особо интересна большая работа «Мой Есенин».
 

Николай Кононов. «Критика цвета»

    СПб.: НоМИ, 2007
Один из лучших петербургских поэтов и изысканный прозаик выступает в роли художественного критика. Много психоанализа и античной мифологии. Среди героев Татьяна Парфенова, Владимир Духовлинов, Сергей Денисов, Филипп Донцов, Надя Зубарева, Илья Кабаков, Виталий Пушницкий.
 

Вилем Флюссер. «За философию фотографии»

    СПб.: Издательство  С.-Петерб. ун-та, 2008
Серию фотокниг (странным образом не имеющую названия) ведет философпостструктуралист, автор идеи памятника зайцу на Заячьем острове Валерий Савчук. Публикует он не только коллег: издавался в серии, например, живой классик питерского фотоискусства Александр Китаев.
 

Жак Деррида. «Диссеминация»

    Екатеринбург: У-Фактория, 2007
Очередное «ключевое собрание» сочинений классика постструктурализма. Смысл никогда не застывает, значение не загустевает, «больше нет текстуального различия между образом и вещью, пустым означаемым и полным означаемым», анализ бесконечен, Деррида умер в 2004 году.
 

«Павел Филонов: реальность и мифы»

    М.: Аграф, 2008
Провозвестник «аналитического искусства», революционер Филонов был, в отличие от Деррида, «настоящим буйным». Воспоминания Глебовой и Крученых, Пунина и Томашевского, Кетлинской и Матюшиной, статья Матюшина, письма, летопись жизни. Составитель — Людмила Правоверова.
 

Владимир Паперный. Культура Два

    М.: НЛО, 2007
Написанная 30 лет назад диссертация о взаимоотношении авангарда и сталинской эстетики — до сих пор основополагающий труд отечественной культурологии. Паперный с тех пор работал рекламщиком и дизайнером, пишет рассказы и очерки, а глобального больше ничего не сочинял.
 

Дмитрий Хмельницкий. Архитектура Сталина

    М.: «Прогресстрадиция», 2007
Схожая с Паперным проблематика: отличие сталинской архитектуры от авангардной и послесталинской, имеет ли право на существование термин «тоталитарная архитектура» и пр. Только Паперный фонтанировал идеями, а Хмельницкий приводит много документов и цифр, что тоже очень интересно.
 

Соломон Волков. «История русской культуры ХХ века. От Льва Толстого до Александра Солженицына»

    М., «Эксмо», 2008
Ветеран эмигрантской публицистики пересказывает общеизвестные факты. Сталин упомянут в книге 112 раз, второе место у Солженицына — 37, остальные — гораздо реже. Максим Шостакович упомянут в полтора раза больше отца, а тот, в свою очередь, вдвое превосходит Прокофьева.
 

Вирджиния Хаггард. Моя жизнь с Шагалом

    М.: «Текст», 2007
Мемуары экономки, а потом и любовницы знаменитого художника. «Мой отец держал свиней в Венесуэле. Ему нравилось чесать им спины тростью». Про Шагала Вирджиния пишет длиннее, но настолько же остроумно. С художником она прожила семь лет и родила ему сына.
 

Марк Крик. Суп Кафки

    СПб.: «Азбука-классика», 2007
Рецепт молодого барашка в укропном соусе излагается в рассказе, написанном в стиле Раймонда Чандлера. Рецепт жирного шоколадного торта излагается в рассказе, написанном в стиле Ирвина Уэлша. И так далее. Тирамису — Пруст. Петух в вине — Маркес. Борхес — камбала. Всего 14 жертв.
 

Тонино Бенаквиста. «Три красных квадрата на черном фоне»

    СПб.: «Амфора», 2007
Детектив из жизни современных художников. Трагедия безрукого бильярдиста. Медитация над кием, который, увы, больше не нужен. Название путаннее имени-фамилии автора. «Фрэнсис Бэкон стал художником совершенно случайно — увидел Пикассо и решил попробовать сам».

«Прочтение» благодарит книжный магазин-клуб на Австрийской площади (Каменноостровский пр., 13) за предоставленные книги.

Дата публикации:
Категория: Ремарки
Теги: Марк КрикМихаил ГерманРадикальное искусствоТонино Бенаквиста
Подборки:
0
0
4118
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь