Мечта — человек, которого я не знаю

Текст: Любовь Родюкова

Мечта — человек, которого я не знаю

В краткой энциклопедии «Американская мудрость на все случаи жизни» говорится: «Для того чтобы быть счастливой в браке с мужчиной, надо немножко его любить и очень хорошо его понимать. Для того чтобы быть счастливым в браке с женщиной, надо очень сильно ее любить и даже не пытаться ее понимать». Как показывает практика, совет достойный. Только счастье тут ни при чем, как мне кажется.

В каждом приличном (то есть толстом и с цветными картинками) женском журнале всегда есть полезные советы, как разобраться в том, что творится в голове у мужа и/или бойфренда. При этом в каждом приличном мужском журнале (там, где реклама сигарет, виски и дорогих автомобилей, интервью с Николя Саркози и Андреем Аршавиным) говорится, как избежать штрафа в ГИБДД, что будет на ближайших выборах и как накачать пресс, чтобы он напоминал кубик Рубика. Что о мужчине и о жизни думает жена или подружка, современного успешного представителя сильного пола, видимо, нисколько не беспокоит. Кроме одного аспекта. Чисто технического. И про него в журнале есть. Та же история с массовым кино-комедиями, в основном. Все узнают себя в героях и смеются. Значит, мы думаем, что стереотипы — во многом правда.

Вывод печальный. Если согласиться с общественным мнением, то получается, что женщины, несмотря на всю эмансипацию, все-таки продолжают искренне интересоваться мужчинами. А мужчины женщинами — нет. Как не интересовались, так вроде бы и не интересуются. Безнадежное занятие. Если не считать одного аспекта — технического.

Я в стереотипы не верю. Мне хочется думать, что когда красивые, умные и во всех отношениях интересные люди разных полов вдруг осознают необходимость провести вместе некоторое время, им любопытно, что творится в голове друг у друга. А уже потом взаимное непонимание и быт портят отношения, и то, что любимый человек сделан совсем из другого теста, не возбуждает чувства, а вызывает раздражение и непреодолимую тоску. Это сценарий в духе «С кем такого не бывало?». Видимо, так. Или не так?

Серьезно задуматься над тем, насколько на самом деле интересен мужчине противоречивый мир женщины, меня заставил Орхан Памук, точнее, его «Черная книга». Если отвлечься от криминально-политической интриги, получится, что некто Галип больше всего мечтает узнать о том, что думает и чем живет его жена-домохозяйка Рюйя («мечта»). Что из этого получается, дело предпоследнее, по большому счету… но меня зацепило и замучило то, сколько Галип готов сделать, чтобы лучше понять Рюйю. Каждый его шаг в этом направлении вызывал во мне уважение и восхищение.

Роман закончился, хэппи-энда не случилось. Его герой был простым турецким конторщиком, который любил простую турецкую домохозяйку. Это вышло трогательно и отчаянно, и мне показалось, что в этом открылась правда настоящей любви. Сегодня истории типа «Ромео и Джульетты», как испанские романсы, не говорят ни о чем. Просто вендетты неактуальны. А истории типа «Черной книги» говорят о том, что ты, я или он могли бы сказать необыденного человеку, который рядом, и сделать жизнь богаче, интереснее и правильнее.

Стоит отметить, что такие печальные и красивые истории сочиняют в основном мужчины. Женщины придумывают и выпускают провокационные романы и фильмы, пишут и читают журнальные статьи о своей самоценности. И их можно понять, потому что мужчины в основном молчат о самом важном и интимном (как Галип), и их рассуждений никому не видно. Женщина от этого молчания мучается и звереет, и ей остается только провоцировать мужчину, насильно заставляя его выговориться. Она настолько отчаивается, что готова поставить на карту все — пусть лучше сбежит, лишь бы не молчал и не думал про себя неизвестно что, потому что от этой неизвестности холодно в животе и мучительно страшно.

Откуда я это знаю? По собственному опыту. Так, каждая вторая из нас затевает скандал, говорит злую глупость. Разрушает свое счастье, как кажется некоторым. Однако на самом деле счастье в большинстве случаев стало крошиться и комкаться намного раньше — из-за какой-нибудь мелочи. Он не заметил, она не заметила. С невнимательности начинается все самое страшное.

Если вас интересуют женщины за гранью нервного срыва, мужчины, которые не могут этого перенести, и счастливые люди, которые могут все это починить, посмотрите фильм Кристофа Оноре «Парижская история». Там одна женщина будет страшно оскорблять одного мужчину, и он не найдется, что сказать в ответ. Вероятно, он просто никогда не думал, что надо что-то говорить. А другой мужчина в ответ на грубые слова найдет пару… ласковых. И у него, то есть у них, все будет хорошо. Да, собственно, у всех все будет хорошо, когда необходимость понять ход мыслей другого человека, привычного, почти как телевизор, будет осознана.

Иллюстрация: Алексей Бутаков.

Дата публикации:
Категория: Общество
Теги: БракЛюбовьОрхан Памук