Интервью на «Радио России — Петербург»

Интервью на «Радио России — Петербург»,
программа «Пулковский меридиан»

Радио России (РР). На кого вы ориентировались, когда придумывали этот журнал?

Мария Шишкова. Ориентировались в первую очередь на себя, потому что мы решили делать то, что будет интересно нам. Мы почувствовали, что в том, чем мы занимались, может быть достигнут потолок, и захотелось сделать что-то для себя интересное, а для людей — нужное-полезное. Мы хотели сделать такой журнал, которого нет, но который нам нужен.

РР. Ведь это не только журнал литературной критики?

Мария Шишкова. Хотелось бы, чтобы это не был журнал только литературной критики.

РР. Вы не просто «ориентир в мире книг»?

Мария Шишкова. Нет! Самое главное, что мы хотели сделать: чтоб мы отличались от всех подобных изданий тем, чтобы журнал был интересен как качественное чтение сам по себе, и не был только неким «навигатором» в «море книг».

РР. Как вы оцениваете необходимость этого нового издания на современном читательском рынке?

Арсений Шмарцев. В какой-то момент нам казалось, что много плохих книжек. Но хороших книжек — очень много. Это стало понятно, когда мы стали издавать этот журнал, разбираться в этом. Это очень важный момент, и, читая наш журнал, можно понять, что книжек хороших, интересных, разных — много. Несмотря на то, что издательства пытаются зарабатывать деньги, заниматься каким-то там пиаром и своеобразным издательским шоу-бизнесом,— они все равно выпускают очень много хороших и интересных книжек. И я думаю, что наш журнал должен быть востребован читателем, потому что в море книг самому разобраться фактически невозможно. Читая журнал, ты начинаешь цепляться за какие-то мысли людей, вступаешь в полемику (хотя бы в голове), после этого, приходя в книжный магазин, тебе интересней взять в руки ту или иную книжку.

РР. Каким образом на страницы вашего журнала попадает рецензия на ту или иную книгу? Чей это отбор? Редакционной коллегии?

Арсений Шмарцев. Мы изначально просили издательства давать нам те книги, которые они считают важными для себя. Не те, на которых они заработают независимо от того, будет рецензия или не будет, а книги, которые интересны думающему читателю. Издатели такие книжки нам дают. Книжек много самых разных: есть очень сложные, очень умные, есть которые легче; мы стараемся сами выбирать из всего этого «моря» то, что, с нашей точки зрения, будет интересно максимальному кругу читателей.

РР. А вот, скажите, пожалуйста, как вы подбираете круг авторов?

Арсений Шмарцев. Нам хотелось, чтобы текст в журнале был интересным. Кт? напишет этот текст, нам по большому счету не очень важно — маститый литератор, критик, филолог, ученый,— важно, чтобы текст был интересным. Получается, что есть интересные тексты как у мастодонтов пера, так и у совсем начинающих ребят, которые начинают заниматься критикой, филологией. Это выпускники филологического факультета, это студенты, некоторые люди, не имеющие отношения к филологии.

РР. А если неординарный взгляд на какое-то произведение?..

Арсений Шмарцев. Нам кажется это самым интересным. Если неординарный взгляд, это значит: возможная дискуссия, возможная полемика,— это значит, что будет интересно. Значит, это должно быть, и это всячески приветствуется.

РР. Вот интересно: мне показалось, в некоторых статьях… как бы это сказать?.. претензия на… элитарность, что ли… Есть такое ощущение, или нет?

Мария Шишкова. Если элитарность рассматривать как элитарность в смысле качества рецензий, и вообще качества продукта, то мы бы хотели быть элитарным продуктом. Если говорить о читательской аудитории, то, конечно, это не элитарный продукт, потому что мы изначально рассчитывали на то, что это будет журнал для как можно большего количества людей.

РР. Я посмотрела, что вы печатаетесь в типографии во Всеволожске, и была приятно удивлена: какая хорошая печать у нас в Ленинградской области.

Мария Шишкова. А это было одним из основных пунктов: мы-то сразу хотели делать журнал, продукт, который будет приятно взять в руки, чтобы его нельзя было скомкать и засунуть в сумку.

РР. Какие перспективы вы как издатели, авторы журнала видите для себя? Какую планку хотите поставить и достичь?

Арсений Шмарцев. Мы бы хотели увеличивать тираж, мы бы хотели продаваться по всей России, чтобы наш журнал было легко купить, что, соответственно, позволит издателю снижать цену, покупателю — иметь доступ к информации о книжных новинках… Хотя, на самом деле, проблема шире. Если говорить про всю Россию, то очень мало книжных магазинов.

РР. Наверное, на этом наш разговор и завершим: какие самые главные рубрики у вас?

Мария Шишкова. Дело в том, что мы сейчас формируем новые рубрики. Мы развиваемся, мы постоянно меняемся. Сейчас у нас появляется несколько рубрик, посвященных фантастике. Мы нашли очень интересную девушку, которая для нас пишет о фантастике. Будет также новая рубрика «Комплимент от шеф-повара» (ведущий Илья Лазерсон, который пишет про книжки, каким-либо образом связанные с искусством кулинарии). Последняя книжка — книжка Елены Костюкович «Еда: итальянское счастье»,— то есть это не просто книжка кулинарных рецептов, а все-таки какая-то литература.

Дата публикации:
Категория: Общество
Теги: Радио