Презентация романа Андрея Тургенева «Спать и верить»

Текст: Маша Шишкова

Презентация романа Андрея Тургенева «Спать и верить»

Презентации книг в том формате, в котором они в основном происходят, вещь довольно скучная. Вот вам автор, дорогие зрители — задавайте вопросы, вот вам книжка — покупайте и получайте автограф. Если из зала вопросов не поступает, то они поступают от специально обученного модератора. Он-то и будет выяснять у автора, как тот дошел до жизни такой, что именно эту книжку решил написать, почему писал он ее так, а не иначе, и какие идеи в свое произведение вложил.

Значительно повышают градус мероприятия медийность, а лучше — скандальная репутация автора. Сумасшедшие в зале тоже приветствуются. Если же автор — просто писатель (такое все еще встречается), то для того чтобы скучная встреча переродилась в живую дискуссию, обе стороны должны быть искренне заинтересованы друг в друге и в предмете обсуждения. Потому что нестандартные вопросы рождают неожиданные ответы, и наоборот, даже обладая сверхъестественной харизмой, невозможно захватывающе отвечать на вопрос «Что вам больше всего нравится в людях?».

Вячеслав Курицын (Андрей Тургенев) представлял в «Буквоеде» свою книгу «Спать и верить. Блокадный роман». Принимая во внимание вопросы с места, без микрофона (его не хватало на всех желающих), и требования публики с задних рядов повторять реплики («чтобы всем слышно было»), можно говорить о том, что живое общение состоялось.

А главное, после окончания встречи люди подходили поговорить уже о чем-то личном. Рассказывать о презентации подробно нет смысла. Те, у кого есть желание, могут послушать запись. Здесь же хочется просто привести несколько цитат.

Конечно, без самого главного вопроса «Как вы дошли до жизни такой?» не обошлось. Но, с другой стороны, всегда полезно узнать о том, как долго и тщательно автор свое дитя «производил на свет». Проникаешься уважением, когда слышишь, что для того, чтобы написать игровой роман, человек сначала пару лет собирал исторический материал, а потом еще пару лет его изучал. Пожалуй, на этот вопрос Вячеслав отвечал дольше всего: «Я сделал попытку превратить абстрактные знания в живую эмоцию ‹…› писатель должен теребить, дергать за собственные нервы и нервы читателя, эту функцию я выполнил», а закончил такой фразой: «Книжка хорошая. Я старался».

О читателе: «У каждого писателя всегда есть некий образ идеального читателя (одного человека), для которого он пишет. Я, когда сочинял эту книгу, представлял себе себя шестнадцатилетнего. Я очень был бы рад, если бы книгу читали именно молодые люди».

Спрашивали про язык романа. Рецензий было много, только ленивый не заметил современного сленга. «Человек должен изъясняться на языке своего времени. С моей стороны было бы самонадеянно и бессмысленно пытаться воспроизвести язык другой эпохи».

Задали вопрос о том, как критик со стажем Вячеслав Курицын относится к критическим статьям на роман Андрея Тургенева. «Нет ничего глупее, чем когда писатель недоволен критическими отзывами. Но тут вот какая ситуация. Критики много, но она примерно одинаковая, так как ясно, что каждый рецензент просто обязан удивиться тому, что сегодня сочинен роман о Блокаде. И само это удивление создает тему для разговора. А рецензии нынче короткие, и поэтому пока он удивляется, уже пора думать, как ее закончить».

Много говорили о Блокаде, об отношении властей к истории Блокады, о том, что думают об этом ленинградцы, неленинградцы и вообще люди разных поколений, о том, как надо говорить о Блокаде с нынешним поколением. И возник вопрос: «А можете ли вы представить себе мюзикл или комедию о Блокаде?». Вячеслав даже как-то растреялся на секунду, ответил «нет», а потом добавил:

«Вы задали вопрос „в лоб“, и ответ на него может быть только отрицательный. Но время течет. Мюзикл — это ведь только язык. Можно писать о блокаде на эстонском, венгерском языках, и, возможно, найдутся талантливые авторы, которые будут способны и в таком жанре что-то донести. Важен не жанр, в котором ты что-то делаешь, а то, для чего ты это делаешь».

Дата публикации:
Категория: Лекции и семинары
Теги: Андрей Тургенев