Круглые столы на «Невском книжном форуме»

С 21 по 25 июня в Петербурге в здании Михайловского манежа проходит книжная ярмарка «Невский книжный форум».

В его рамках 22 июня издательство «Новое литературное обозрение» организовало два «круглых стола».

Первый из них был посвящен жанру пусть и не массовому, но занимающему устойчивую нишу на книжном рынке и пользующемуся неизменным спросом у определенного круга российских читателей, — интеллектуальному бестселлеру. Именно определение самого понятия — «интеллектуальный бестселлер» — и стало темой «круглого стола». Его участники — PR-директор издательства «НЛО» Ирина Лаврухина, известный лингвист, психолог, декан факультета этнологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Илья Утехин, главный редактор журнала «Эрмитаж» и обозреватель «Коммерсанта» Кира Долинина, каждый со своей позиции рассказали о том, что должна представлять собой книга, которая претендует на звание интеллектуального бестселлера.

Илья Утехин

Нужно отметить, что, несмотря на сложность и кажущийся профессиональный, издательско-редакторский, элитаризм заявленной темы, «круглый стол» этот был интересен не только специалистам, но и «широким читающим массам», то есть тем людям, кто, собственно, и покупает книги, о которых шла речь.

Так что же представляет собой «интеллектуальный бестселлер» в современных российских реалиях? Естественно, не стоит сравнивать бестселлер вообще и «интеллектуальный бестселлер». Книги, которые можно отнести к «умному чтиву», пока не перешагнули умопомрачительных тиражей популярной художки. Более того, многие книги, сами по себе очень даже неплохие, интересные и хорошо написанные, вообще трудно отнести к категории бестселлеров (интересен все-таки русский язык — чисто рыночное понятие бестселлер — то есть книга с лучшими продажами — у нас изменило значение. У нас это скорее стало синонимом понятия «хорошая книга». Ведь даже премия «Национальный бестселлер» может быть присуждена книге, которая, собственно говоря, и в продаже-то еще не была).

Как отметил Илья Утехин, важнейшие составляющие книги, которую можно отнести к интеллектуальному бестселлеру, — это не только тема, интересная читателю, но и наличие некоей загадки, интриги, даже несмотря на то, что эта литература не художественная, non-fiction. То есть это как бы подглядывание в замочную скважину — только автор интеллектуального бестселлера увидит там совсем не то, что обыкновенный обыватель, и напишет об увиденном так, что откроет те слои, о которых беллетрист, частенько занимающийся тем же (то есть подглядыванием), и подозревать не мог.

Важно для литературы такого рода и издательство, выпускающее книгу. Наверное, поэтому организатором «круглого стола» стало «НЛО», позиционирующее себя как интеллектуальное издательство.

Кира Долинина, основываясь на собственном опыте, отметила, что и внешний вид книги, ее обложка играет далеко не последнюю роль. В качестве удачных примеров, когда содержание и упаковка соответствуют друг другу, она отметила книги Карло Гинзбурга «Мифы — эмблемы — имена. Морфология и история» («Новое издательство», 2004) и Ольги Вайнштейн «Денди мода, литература, стиль жизни» (НЛО, 2005).

Значительное время было уделено PR-стратегиям продвижения интеллектуального бестселлера на рынке, но это уже достаточно профессиональная область. Интересны были два положения: реклама в этом жанре не играет такой определяющей для продаж роли, как в художественной литературе; каждая книга, относящаяся к означенной категории, многослойна, каждый читатель в ней найдет то, что интересно ему, а потому позиционировать такую литературу как элитарную ошибочно.

Второй «круглый стол» был посвящен более узкой теме, а конкретно — новым историческим сериям на рынке интеллектуального книгоиздания. Еще конкретнее — одной серии издательства «Новое литературное обозрение» — «Historia Rossica». Правда, новой эту серию назвать сложно, она появилась еще несколько лет назад, но именно в последние годы книги, в нее входящие, стали действительно явлением на рынке. В заседании участвовали редактор серии Михаил Долбилов, член редакционного совета серии, видный историк Евгений Анисимов и филолог, переводчик, журналист Александр Скидан.

Михаил Долбилов и Евгений Анисимов

Сейчас, когда в любом книжном магазине в разделах исторической литературы можно наблюдать настоящее засилье псевдоисторического чтива, когда и на книжном рынке, и на экранах наблюдается тенденция к приукрашательству отечественной истории и даже к оголтелому национализму, книги, написанные видными учеными, но при этом посвященные темам, действительно интересным широкому кругу читателей, как никогда востребованы. С другой стороны, как отметил Михаил Долбилов, отношение самих историков, «цеховых историков», к книгам серии также трудно назвать добродушным.

Нужно отдать должное, пока книгам серии удается балансировать на грани популярности и научности. Какую книгу ни возьми — открываешь для себя бездну новой информации о прошлом родной страны, пусть даже если изложена она в основном западными историками. Это, кстати, одно из замечаний, высказанных в адрес серии, — большая часть книг написана зарубежными авторами. В связи с чем встает следующая проблема, актуальная, впрочем, для всего современного книгоиздания, — качество переводов.

Честно говоря, особой дискуссии не получилось, «круглый стол» больше походил на презентацию данной конкретной серии, но все равно это было интересно. Все-таки историческая литература всегда была излюбленным жанром у отечественных читателей.

Дата публикации:
Категория: Лекции и семинары
Теги: Бестселлер
Подборки:
0
0
2946
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь