Демоны и архетипы

  • Дэрил Грегори «Пандемоний» М.: АСТ. Астрель. Владимир: ВКТ, 2011

Североамериканская культура, культура пионеров и трапперов, биржевых спекулянтов и изобретателей-самоучек, чрезвычайно мобильна и оперативно отвечает на любой вызов. Ввели сухой закон — бутлегерство тут же стало общенациональным видом спорта, а мафия подмяла под себя полстраны. Чернокожее меньшинство грозит новой гражданской войной — практика политкорректности немедленно обретает гипертрофированные, анекдотические формы, но социальный взрыв предотвращен. И так далее, и тому подобное, по всему фронту. Любая проблема решается быстро, решительно, максимально эффективным способом — и плевать на условности, дело надо делать! То же и с психоанализом и теорией «коллективного бессознательного»: пока консервативная Европа начала XX столетия захлебывалась в нервозах и психозах, никак не желая принять скандальные домыслы Фрейда и Юнга, австрийская парочка обзавелась многочисленной восторженной паствой в США. Современные специалисты давно камня на камне не оставили от классического психоанализа — но приемы, которые использовали Фрейд и Юнг на своих дорогостоящих сеансах, давали зримый результат, а это главное.

В мире, который описывает Дэрил Грегори, лучшим подтверждением существования «коллективного бессознательного» стала эпидемия одержимости, охватившая в двадцатом веке США (а, возможно, и весь мир — происходящее за пределами Северной Америки автора, как истинного патриота, колышет мало: «за МКАДом жизни нет!»). Галерея портретов «юнгианских демонов», пожалуй, самое мощная составляющая «Пандемония». Джонни Дымовая Труба, король железных дорог, знающий, как разогнать до максимума любой локомотив, но при этом не слишком заботящийся о безопасности состава. Толстяк, для которого в каждом американском кафе, вплоть до самых задрипаных, готово специальное желтое кресло. Правдолюб с парой пистолетов, сурово карающий лжецов. Художник, творящий свои произведения из любых материалов, попавшихся под руку. Ангелочек, вселяющийся исключительно в милых девочек с длинными белокурыми волосами и несущий смерть-избавительницу неизлечимо больным. Сластолюбивый Дудочник. Капитан Америка и Марвел Бой, неуязвимые для пуль, сражающиеся за идеалы демократии и американский образ жизни во всем мире... Встречаются и более специализированные персонажи: например, ВАЛИС, воплощенный «чистый разум», двадцать с лишним лет поддерживающий жизнь в теле писателя Филипа Дика, или Шугарат, лавкрафтианское подводное чудовище, дающее о себе знать только в поселке Гармония-Лейк на берегу одноименного озера.

Америка встретила нашествие демонов, как и следовало ожидать, сдержанно и деловито. Ничем не примечательный пассажир в аэропорте начинает вдруг, как безумный, выкладывать пейзаж из попкорна и битого стекла? Без паники! В него вселился Художник: отойди в сторону, не мешай, и все обойдется. В зал суда вошел человек в черном плаще и с двумя пистолетами? Это Правдолюб явился по чью-то душу — беги со всех ног, чтоб случайно не угодить под раздачу! Ученые-юнгианцы кропотливо исследуют феномен одержимости и проводят научные конференции, священники-экзорцисты разрабатывают способы изгнания демонов, фанатики-сектанты (вроде членов «Лиги людей», считающих роман Ван Вогта «Слэн» пророческим откровением) выдумывают параноидальные теории заговора, демонополонники-любители развлекаются на «ДемониКоне»... Одно плохо: все это помогает смягчить последствия одержимости — но не остановить демонов. Самая масштабная кампания против порождений бессознательного, затеянная президентом Никсоном, закончилась позорным провалом — так же, как в нашей истории «охота на ведьм». «Архетип — это фигура, демон, человек или процесс, который постоянно повторяется в истории человечества», — писал альтернативный Карл Юнг. Ну и как прикажите бороться с архетипами? Человеку рациональному остается только расслабиться — и попытаться получить удовольствие.

Дэлакорт Пирс, дизайнер-неудачник, в детстве переживший одержимость Хеллионом, обожающим играть роль малолетнего безобразника, расслабиться никак не может. Что-то гложет его изнутри, не дает жить нормальной жизнью среднего американца. После автомобильной аварии возвращаются голоса, замолчавшие было много лет назад после сеансов у психолога, Дэл начинает ходить во сне, его выгоняют с работы, он попадает в психушку... Чем дальше, тем хуже, выхода нет: единственное, что может сделать главный герой, это вернуться в город детства и докопаться до глубинных истоков своей травмы. Вот только поможет ли ему это — большой вопрос...

Выход «Пандемония» в серии «Сны разума», изначально заточенной под «твердую» SF («Ложная слепота» П. Уоттса, «Спин» Р.Уилсона, «Счет по головам» Д. Марусека и т.д.) — событие довольно неожиданное. В 2009 году роман Дэрила Грегори был отмечен мемориальной премией Уильяма Крофорда, которая присуждается за лучшую дебютную книгу в жанре фэнтези, но, честно говоря, от историй с эльфами и орками он так же далек, как и от классической НФ — от Земли до Туманности Конская Голова ближе. Звездочка, однако, хоть и не первой величины, но достаточно яркая, наблюдаемая невооруженным глазом. И, кстати, серия с названием «Сны разума» для «Пандемония» подходит как нельзя лучше.

Публикуется с разрешения журнала «FANтастика».

Купить книгу на Озоне

Дата публикации:
Категория: Фантастика
Теги: Дэрил ГрегориИздательство «АСТ»
Подборки:
0
0
6858
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь