Ни богу свечка, ни черту кочерга

Текст: Артём Рубайло

  • Алекс Белл «Девятый круг» СПб.: Азбука, 2010

Амнезия у главного героя — отличная замануха для любителей авантюрно-приключенческой прозы. ГлавГер судорожно пытается сориентироваться в окружающем мире, понять, что случилось, разобраться в себе — и читатель за ним следом. Лучшего экскурсовода по внутреннему пространству романа не придумаешь: все для него внове, все удивляет и интригует, точно так же, как и нас с вами. А уж если удается разгадать какую-нибудь второстепенную загадку раньше героя, простодушной радости читателя нет конца...

Габриель Антеус, симпатичный, но слегка тормознутый малый из «Девяти кругов» Алекс Белл, приходит себя посреди Будапешта, в убогой, хотя и богато обставленной квартире. На книжной полке — книги по демонологии, в коробке (из-под ксерокса?) тугая пачка купюр, на столе — недавно оформленный договор аренды. Ах да, еще солидная шишка на лбу. Вот и вся исходная информация, которой мы обладаем. Естественно, Габриель хочет узнать, кто он такой, откуда пришел и зачем здесь находится — как и всякий живущий в этой юдоли скорби, впрочем. В отличие от нашего Автора, Белл активно помогает своему герою: Антеусу начинают сниться сны с участием ведьм, ангелов и доктора Фауста, на улице он якобы случайно встречает доброжелательного джентльмена с многозначительной фамилией Стефоми, таинственные незнакомцы делают ему невнятные намеки. Тем не менее до середины книги почти ничего не происходит: ни философских прозрений, способных восхитить эстетов, ни ядерной движухи, радующей сердце фанатов «экшна». Ну, отделал Габриель местную гопоту, отвесил подзатыльник мелкому мерзавцу, обрывающему крылья бабочке — и все. Где обещанный безбашенный боевик? Не дает ответа. С тонким психологизмом и изысканными реминисценциями тоже что-то не срастается — Антеус, конечно, читал «Божественную комедию» и слышал пересказ «Легенды о докторе Фаусте», но не более.

Возникает ощущение, что писательница долго не могла определиться, что же она пишет: шпионский триллер? Хоррор? Мистику? Похоже, Алекс Белл смотрела слишком много фильмов и читала слишком много книг, ее собственный роман напоминает микс из заимствованных сюжетных ходов, ни один из которых не доведен до логического завершения. Потеряв память, Габриель начинает вести дневник, чтобы подстраховаться на случай возвращения амнезии («Воин Арете» Джина Вулфа). Его соседка вынашивает ребенка, которому, возможно, предстоит стать Антихристом, и главный герой долго и нудно размышляет, оправдано ли с моральной точки зрения убийство ребенка, который еще ничего дурного сделать в этой жизни не успел («Омен»). По земле ходят ангелы и демоны, ведущие меж собой бесконечную войну («Догма», «Константин», «Сверхъестественное», далее везде). Ладно, бог с ними, с заимствованиями, в массовой литературе абсолютно оригинальных сюжетов в принципе не существует, но тут уж как в шахматах: взялся — ходи! Нет, мусолит фигуру, тянет время, переливает из пустого в порожнее... Переводчику, кстати, тоже репект и уважуха — за оригинальный термин Смежность (так называется пространство между мирами, в которое имеют доступ немногие избранные). Спасибо хоть не «промежность».

Не подумайте плохого: на самом-то деле автор пишет не хуже многих других, это я привередничаю. Когда раскачается, она и интригу может закрутить, и пищу для размышления подкинуть. Начни Белл свою историю с того, чем заканчивается роман, мог бы получиться бодрый боевик, вполне на уровне. Правда, тогда это была бы небольшая мистическая повесть с ударным финалом, а не полновесный роман — но чем-то в этой жизни всегда приходится жертвовать...

Публикуется с разрешения журнала «FANтастика»

Купить книгу на Озоне

Дата публикации:
Категория: Фантастика
Теги: Алекс БеллИздательство «Азбука»