Пуля в «молоко»

Текст: Андрей Зильберштейн

Новый сборник малой прозы Олега Дивова получился «отчётным» — по сути, все свежие истории за 2008-2009 годы. Другое дело, что вошедшие в него произведения либо уже публиковались в журналах и антологиях, либо были выложены в сети. И отсутствие «эксклюзива» не может не огорчать. Но и имеющиеся семь рассказов вроде бы должны радовать читателей.

Должны бы. Но не радуют. Но первый взгляд всё, как обычно, хорошо. От рассказов невозможно оторваться, объемные герои, фирменная ирония, разнообразие тем — всё на месте. Но почему-то, у произведений, по отдельности доставивших море удовольствия, как только они были собраны вместе обнаружились существенные недостатки.

Особенно хорошо это заметно в «производственной» истории из жизни лётчиков-испытателей «Слабое звено». В антологиях "Убить Чужого"/"Спасти Чужого" эта короткая повесть была ответом на «Четыре пилота» Александра Зорича, и в паре произведения смотрелись гармонично и выигрышно. Но в отдельности «Слабое звено» откровенно затянуто и переполнено «лишними» (на взгляд не читавшего новеллу Зорича) деталями.

Другой рассказ из той же пары антологий, «Мы работаем за деньги», подчёркнуто манерен. Сами герои — крутые отставники-охотники на мутантов, их диалоги, построение сюжета — всё узнаваемо «киношно». И финал, сделанный немного в ином ключе, всё равно оставляет впечатление качественного, мастерски сделанного, но украшения. После прочтения остаётся приятное послевкусие и вопрос — а ради чего всё это писалось?

И, к огромному сожалению, именно смыслового наполнения не хватает в большей части произведений сборника. «Проблема холодного пуска» больше напоминает синопсис сценария, чем рассказ, и, вдобавок, идейно повторяет малую прозу американских фантастов 60-х. От прекрасного по композиции рассказа в документах «Сдвиг по фазе», живописующего альтернативную реальность с процветающей Россией 80-х, невозможно оторваться. И авторская ирония, и рассуждения о природе времени, и бюрократический подход к разрешению сложных ситуаций, и приятные читателю слова о могучей России — всё к месту. А общей идеи — нет! Ещё один хорошо написанный рассказ ни о чём.

То же самое относится к миниатюре «Нанотехнология». Если знать историю её появления, многое становится понятно, но для читателя, который не в курсе — милый необязательный пустячок, каким разбавляют антологии, когда надо поставить имя автора на обложку.

Серьёзными исключениями оказались только два последних рассказа: юмористическая «Стрельба по тарелкам» и «цикл лубочных новелл» «Сталин и дураки». На первый взгляд оба произведения написаны просто ради хохмы. В «Стрельбе» на поле с картошкой попадали летающие тарелки имперцев, коммунистов и либералов, а у местных мужиков очень кстати оказалась пушка... А «Сталин» и вовсе похож на коллекцию анекдотов. Но при этом Дивову в обоих рассказах удалось подметить те тенденции, которые в российском обществе от года к году усиливаются. Мужикам в «Стрельбе...» одинаково наплевать, кто перед ними — инопланетяне, городские или «чечены», общаться можно с кем угодно, но вот когда начинается втюхивание идеологии — они выходят из себя и сразу становится понятно, откуда берутся легенды, что «главные негодяи здесь вы, русские... вы страшнее всех и вас надо бояться». В средних размеров рассказе Дивов в комедийном ключе показал взаимоотношения России и русских с окружающим миром. И за это — честь ему и хвала!

Если же говорить о рассказе, а точнее о цикле новелл «Сталин и дураки», то он абсолютно нефантастический в обычном понимании. Тут нет инопланетян или артефактов, дающих сверхспособности. И по духу он ближе всего к пресловутым «Как размножаются ёжики». Но если отключиться от типовых реакций «он позорит нашу память о войне» и «нет на вас товарища Сталина», то становится понятно, что Дивов на коленке смастерил новую «народную» мифологию — с теми же героями, что и реальная история, использующую тот же фактический материал, но полностью меняющую всё восприятие ситуации. При этом сами байки логически непротиворечивы, а выводы, изложенные в послесловии и вовсе пугающе мрачны. И цикл всерьёз заставляет задуматься: сколько из того, что мы знаем об истории — это такие же мифы, только созданные предыдущими поколениями?

Если бы сборник заканчивался «Сталиным и дураками» — было бы правильно. Но, увы! Ради увеличения объема сборника в раздел публицистики включен цикл статей о разных технических новинках и тенденциях, написанный для журнала «Mobi» в 2009 году. Увлекательные, профессионально сделанные материалы. Вот только то, о чём идёт речь в этом цикле, устареет за пару лет и станет попросту неактуальным. Хотя нельзя не признать, что некоторые статьи неожиданны и очень интересны.

Чего не скажешь о стенограмме дискуссии о роли и значении фантастического допущения. Никаких причин, кроме «добивания» объёма в голову не приходит. Во-первых, Олег Дивов дискуссию вёл, а не был её прямым участником, а во-вторых, из 40 страниц этого обсуждения собственно серьёзные высказывания занимают в лучшем случае десятую часть. Прямо стоит сказать, что финальный аккорд сборника не прозвучал.

Если подытожить вышесказанное, то «Стрельбу по тарелкам» никак нельзя назвать лучшей, или даже удачной авторской книгой Олега Дивова. Она скорее для фанатов автора, чем для широкого круга читателей. И это не может не огорчать, хотя и в ней нашлось несколько произведений, которые стоит прочитать всем.

Публикуется с разрешения журнала «FANтастика».

Дата публикации:
Категория: Фантастика
Теги: Издательство «Эксмо»Олег Дивов