Я в шкафу не была

Мнение автора не всегда совпадает с мнением редакции. Этот материал — как раз такой случай. Но мы решили не отказывать нашим читателям в удовольствии подискутировать с создателем нижеследующего текста.

Очень частное мнение о фэнтези

Фэнтези почти всегда рассматривается как-то отдельно от мировой литературы. Причина проста. Книги в жанре фэнтези, как правило, довольно плохо написаны. Замысел и содержание здесь важнее формы. Редчайшие исключения можно перечислить по пальцам: Толкин, Стругацкие. Как правило, в фэнтези присутствует графоманский элемент. Тем не менее всегда есть огромное количество людей, которые с удовольствием читают Лукьяненко и Макса Фрая. Просто потому, что это очень увлекательно. Действительно, фэнтези - это «киношная» литература, в которой перед глазами мелькают яркие картинки, читатель впадает в легкий транс и погружается в вымышленный мир. Как в кино. И это тем легче сделать, что содержание книги всегда очень далеко от реальности. Легко и просто представить себя одним из жителей Нарнии, особенно если поверить в существование платяного шкафа. Вы можете с уверенностью сказать, что нигде на земле нет такого волшебного шкафа? Я никогда в таком шкафу не была, но это не значит, что он не существует.

Детская литература должна быть фантастической. Даже там, где на каждом шагу читателя тычут носом в дидактические рассуждения, фантазия остается тем единственным элементом, который спасает положение. Но фантастика и фэнтези — совершенно разные вещи. Если фантастика существует столько же, сколько человеческое воображение, то фэнтези - явление совсем молодое.

Только в ХХ веке безобидный жанр литературной сказки породил это чудовище - фэнтези. В сказках всегда наблюдалась повышенная концентрация амулетов, заклинаний, превращений, драконов и принцесс — последние так же нереальны, как рыцари и говорящие животные. Но все это сочеталось с соответствующим стилем изложения: сказка, значит, сказка, начинается с «жили-были», заканчивается «и я там был, мед-пиво пил» или «они жили долго и счастливо и умерли в один день». Сказка — это столкновение суровой реальности («один крестьянин умер и оставил своим детям в наследство мельницу, осла и кота») и фантазии (кот попросил у хозяина сапоги). И это смешно, как в анекдоте, где сочетается несочетаемое. И еще немного страшно и очень поучительно. Литературная сказка — это всегда вымысел, об этом знает и автор, и читатель. А в фэнтези есть что-то от мифа, который воспринимается безусловно, как правда в последней инстанции. В сказке герой добывает себе жену и богатство, а в фэнтези все серьезно, тут речь идет о спасении мира от сил зла. Вот книга Терри Пратчетта так и называется: «Только ты можешь спасти человечество».

Как правило, в фэнтези главный герой обладает каким-то даром, скажем, умеет колдовать, и он, безусловно, герой положительный. Какой смысл читать книгу в жанре фэнтези, где главный герой, с которым, по идее, так сладко себя ассоциировать, — злобный подонок? Это уже не фэнтези, а готический роман какой-то. Впрочем, сейчас появился целый цикл романов ирландца Йона Колфера о герое, который по популярности лишь чуть-чуть уступает душке Гарри Поттеру. Но при очевидном сходстве этих персонажей — как же они отличаются! Фактически Артемис Фаул — полная противоположность Гарри (можно даже говорить об издевательском пародировании). Сын ирландского гангстера, попавшего, по слухам, в лапы русской мафии, стремится нарыть денег всеми возможными способами, в том числе не брезгует киднеппингом. Но это исключение из правил. В остальном же фэнтези рассказывает о мире сложном, неоднозначном и страшноватом, но гораздо более понятном, чем наш. Просто потому, что один человек не в состоянии полностью взять на себя функцию бога и придумать настолько сложный мир.

Есть прелестное детское фэнтези — сказки о Рэдволле, или, скажем, замечательная книга Патриции Рэде «Всё о непослушных принцессах и коварных драконах».

А есть книги, к которым больше подходит название «темная фэнтези». И как назло, именно эта неоднозначная литература привлекает детей, которым, понимаете ли, подавай помесь страшилки и волшебства. Найл Гейман и Филипп Пулман - достойные представители этого жанра. «Звездную пыль» Геймана если кто не читал, то обязательно видел кино, а бесконечная история о Лире Белакве, захватывающая и ужасная, непременно попадется вам на глаза, тем более что книги эти неплохо переведены и сносно изданы - редкость в мире фэнтези.

Недавно в серии «Всё о...» вышла довольно сумрачная книга Эмили Родда «Всё о волшебной стране Тилоаре». Честно говоря, я сама не могла оторваться от этого фэнтезийного салата. Там и колдовство, и убийства, и квест, конечно, как без него, падшие короли, привидения, амулеты... Когда на двухсотой странице я все-таки отшвырнула от себя эту книжку, я пожалела, что дочка моя уже прочла ее. Основная претензия к детскому фэнтези - плохой перевод, неадекватная возрасту читателя обложка книги. Да и вообще, такое впечатление, что авторы фэнтези хорошо знакомы с мифами и легендами разных народов, читали даже Библию, но вся история мировой литературы как-то прошла мимо них. Им доступна только туповатая форма реалистического романа. Ну, еще стихотворные вставки иногда разбавляют текст. Книга Эмили Родда «Всё о волшебной стране Тилоаре» — типичный образец. Я просто не понимаю, как она появилась в серии «Всё о...», которая предназначена для младших школьников. Хотя, может, я не права, и двенадцатилетние эту книгу оценили по достоинству.

Терри Пратчетту повезло больше — его издают в более адекватном оформлении, сразу понятно, что это литература для детей не младше двенадцати. И вообще, юмористическое фэнтези читается как-то легче, может быть, внутренние требования к юмору не такие жесткие.

«Темная фэнтези» с малолетства приучает детей к эзотерике. Я как-то не уверена, что хотела бы этого для своего ребенка, но, правда, ума не приложу, что с этим делать. Фэнтези — это же модно. Это ж мейнстрим. Не читать фэнтези — жуткий выпендреж.

Опасность в том, что эзотерическая литература для детей предлагает свой, особый мир, довольно мрачный, но дело даже и не в этом. В этом мире все решают колдовские силы, а не Бог и даже не Человек. А я как-то не согласна с такой постановкой вопроса. Проблема только в том, что я затрудняюсь с тем, чтобы предложить ребенку альтернативную литературу, не менее интересную, но более адекватную. Есть подозрение, что искать придется даже не в литературе.

ПСЕВДОЛИТЕРАТУРА

  • Эмили Родда. «Всё о волшебной стране Тилоаре»

  • Найл Гейман. «Звездная пыль»

  • Филипп Пулман. «Северное сияние» и другие книги о Лире Белакве

  • Терри Пратчетт. «Только ты можешь спасти человечество».

  • «Последний герой. Сказание о плоском мире» и другие истории о плоском мире

  • Йон Колфер. «Артемис Фаул. Затерянный мир»

  • Патриция Рэде. «Всё о непослушных принцессах и коварных драконах»

  • Дата публикации:
    Категория: Фантастика
    Теги: мнениефэнтезиЯ в шкафу не была