Заира Дреева. Несси, или тайна Черной Пирамиды

Текст: Фингаль о’Флаэрти

  • Спб: Амфора, 2001
  • Переплет, 352 с.
  • ISBN 5-94278-220-2
  • 3000 экз.

Тяжба о шарах и пирамидах,
сказка с продолжением

Сказочную повесть Заиры Дреевой «Несси», вышедшую в издательстве «Амфора» с рисунками Александра Лыткина, критика уже восприняла как «еще одну английскую сказочную повесть», которой «не нужно быть хорошей, поскольку достаточно быть просто английской». Критики оказались правы формально, однако ошиблись в главном.

Действительно, сюжет повести традиционен: любознательная Агнесса Беркли, приглашенная вместе с отцом в гости к странному дядюшке, попадает в волшебную страну — в Земли Великой Деи. Несси приходится отправиться в опасное путешествие к центру семи заколдованных кругов — к Черной Пирамиде с висящим над ней Черным Шаром. Сопровождает ее царь Водолей, не доверяющий Несси ни на грош, и черный кентавр Лис, давний должник Водолея. Лис дарит Агнессе обезьянку Бонни; Водолей нанимает слугой продавца волшебных пентаклей и не менее шарлатанских лекарств Боба Хансена; по дороге они ловят черного коня, которого Агнесса после недолгих колебаний называет так же, как и «стального коня» своего отца,— Ландровер.Таков состав отряда, которому предстоит расколдовать Земли Великой Деи.

Однако ни волшебный меч Водолея, ни укрощающая зверей плетка Лиса, ни огненное дыхание обезьянки Бонни не могут сравниться с амулетом Несси — медальоном, принадлежавшим ее дядюшке, изза которого она и попала в заколдованный мир. Впрочем, у Несси есть и другой козырь: она твердо уверена, что видит зачарованную страну во сне, а потому ничего не боится. Не случайно даже царь Водолей представляет ее: «Несси, девочка, которая спит».

«Понемногу улеглись и остальные. Лишь Несси сидела на одеяле, подперев щеки кулаками.
— Агнесса, почему ты не спишь?
— Мне нельзя! А вдруг я на этот раз проснусь у себя дома? Кто тогда поможет вам выбраться отсюда?»

До Хребта им грозит Огненная Роща, звери и птицы из которой горят целый день, разнося вокруг пламя, и лишь к ночи потухают и становятся уязвимыми. В первом круге их ждет леди Годфри со сворой красных псов, которые различают цвета по запаху и разрывают на части все, что не успело стать красным. Во втором круге Агнессу Беркли похищает королева гарпий Келайно, и охотники на гарпий успевают отбить девочку слишком поздно: из ее спины уже торчат два железных крыла, делающие Несси на треть гарпией. В третьем круге им удается расколдовать город Чох, куда их чуть не заманил коварный шут: после девяти часов вечера все обитатели города превращались в миражи. В четвертом круге только помощь попугая сэра Хьюго Баткинса позволила им пройти между вечно враждующими дикими людьми, в которых один из ученых позволил превратить своих подопытных обезьянок. В пятом круге король, перепуганный Рогатым Рыцарем, собрал армию из железных солдатиков в натуральную величину и так увлекся новой заводной игрушкой, что истребил все население своей страны, и только малолетний принц Ларин помог отряду Водолея остановить заводную армию.

Однако ступить на живую землю шестого круга, охранявшую Черную Пирамиду мумиеподобного Камбока, оказалось возможным только после человеческого жертвоприношения, на которое спутники Несси так и не смогли пойти, так что к Пирамиде Несси полетела одна. Противником же ее оказался не злодей, получившие могущество волей случая, как осел в львиной шкуре, Урфин Джюс или сова Брынза, а хитроумный Эль-Абдив, для которого этот мир — лишь земли, откуда можно получать огненных зверей, красных псов, железно-клювых гарпий, страшные миражи, шестипалых дикарей с каменными идолами, железных рыцарей и других страшных созданий для страшной войны, которая ведется совсем в иных мирах.

Действительно, «британский» антураж сказки для российских школьников вполне выдержан: даже перебирая праздники, Агнесса вспоминает только общие для Британии и России! Конечно, можно углядеть в красных псах один намек на недавнюю действительность, в гарпиях с металлическими голосами — другой, а в миражах — третий, а в заводных рыцарях четвертый, но зачем? Все сказки переживают породившую их политическую ситуацию.

Разумеется, параллели найти легко: «Бесконечная история» Михаэля Энде, «Лев, колдунья и платяной шкаф» Клайва Льюиса, «Мудрец страны Оз» Фрэнка Баума, «Путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлеф и «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Керролла. На первый взгляд, «Несси» Заиры Дреевой — детская сказка, сочетающая в себе черты всех волшебных историй, перечисленных выше. Однако на два момента следует обратить особое внимание.

Во-первых, во всех этих сказочных историях дети, попавшие в волшебный мир, не просто механически спасают его и находят дорогу домой, но и учатся во время пути чемуто новому, чему их не научил бы обыденный мир. Эти сказки — истории взросления, рассказанные детям. Да, Несси тоже чемуто учится и в чем-то себя преодолевает, но самое сложное изменение — не ее. Больше всего меняется за время пути царь Водолей. Именно он знал из обозначений карты о том, как пройти последний круг. Именно для жертвоприношения Водолей выбрал себе в слуги Боба Хансена.

«Я шел сюда не в игрушки играть,— зло и вместе с тем виновато ответил Водолей. — Я внимательно изучил твою карту и, узнав о существовании этой кровожадной земли, специально подыскал самого ничтожного бродягу во всей Дее. Не воина, не мага, не жреца, а нищего торговца бесполезными пентаклями. Да, я считал, что имею право пожертвовать его никчемной жизнью ради спасения благословенного Хатта. Но теперь я вижу, что ошибался. И я, царь Водолей, прошу прощения у тебя, продавец пентаклей. Прости меня, Боб…»

Коварство защиты именно в том, что человек, прошедший по трупам, уже не опасен для Камбока и его сподвижников: с ним можно договориться, его можно перевербовать. Победа Несси — не только в том, что ей удалось расположить к себе самое страшное чудовище, Хорду, когда-то маленьким змеенышем рывшегося в вещах Несси и отпущенного ею на волю. Ее победа — Водолей, постыдившийся идти по трупам в ее присутствии. Иными словами, ребенку удается чемуто научить взрослого.

Однако есть и второй момент. Слишком легко появляется в самом конце книги Лайон, император Чэн, Священный Воин Деи. Слишком легко он раскрывает и приносит в жертву коня Ландровера — слугу Камбока, подосланного к Водолею шпионом (и с библейской старательностью припасенного для жертвоприношения самим автором). Слишком быстро отвечает он заколдованному потолку на все вопросы о Камбоке, и слишком неожиданно исчезает из Пирамиды сам Камбок, которого так никто никогда и не видел. Однако подозрительнее всего перерождение Боба, который «исправляется», оставляет суму с золотом и отправляется вслед за Чэном, преданно глядя ему в глаза.

Если хотя бы один из героев смог принести жертву, то сделал это все равно автор. Если волшебство может избавить любого человека от пороков, то это волшебство бесчеловечно. Если прочитать книгу внимательно, главным антагонистом Несси оказывается не Камбок и не Эль-Абдив, а сама Заира Дреева.

Означает ли это, что у Заиры Дреевой две морали — одна для маленьких девочек, а другая — для великих властителей и священных воинов?

Так можно было бы подумать, не будь у нас подсказки: многие сказочные повести образуют циклы. Изумрудный Город и Нарнию обживали несколько поколений персонажей. Исходя из презумпции невиновности, нам легче решить, что Заира Дреева подготовила почву для продолжения своей сказочной повести, чем обвинить ее в двойных стандартах.

Так думать гораздо приятнее.

Дата публикации:
Категория: Фантастика
Теги: Заира ДрееваИздательство «Амфора»фантастика