Леонид Каганов. Дай бог каждому

Текст: Мария Петровская

  • М.: АСТ, 2006
  • Переплет, 349 с.
  • ISBN 5-17-030309-2
  • 5000 экз.

Шекли умер?! Да здравствует Шекли!

В хорошие совейские времена, о которых сейчас принято вспоминать с ностальгией («тогда колбаса была по два двадцать»), было у людей мыслящих такое развлечение — почитывать на досуге научную фантастику, желательно зарубежную. И даже те из них, которые по физике в школе имели уныло-стабильное «ну, три я тебе, конечно, поставлю» и слабо представляли себе для чего, собственно, нужен синхрофазотрон, тоже что-то там такое читали про то, как «космические корабли бороздят просторы Большого театра». Для таких, малограмотных в научном отношении, подлинной отдушиной был Роберт Шекли — и интересно, и написано с юмором, и без особых технических наворотов, а главное — в основе практически любого сюжета лежит какой-нибудь парадокс, исполненный непреходящего очарования для тех, кто привык к эзопову языку советской культуры.

Но все хорошее когда-нибудь заканчивается, как закончилась когда-то колбаса по два двадцать. Союз распался, Роберт Шекли тоже взял и умер, и писать для любящих научную фантастику в той части, где фантастика, а не в той, где научная, стало некому…

Но, как известно, природа не терпит пустоты, а потому, глядишь, и вертикаль власти восстановилась, и милитаризму США мы вот уже опять противостоим… А Шекли?

Шекли, господа, жил, Шекли жив, Шекли будет жить… Только зовут его теперь Леонид Каганов. Вот издал сборник рассказов «Дай бог каждому». Так же как и американского фантаста, его интересует прежде всего не то, как, что и из чего запускалось и заводилось, а скорее область человеческих отношений, причем настолько интересует, что порой эти самые человеческие отношения выплывают на первый план, полностью заслоняя фантастический сюжет. А потому временами (как, например, в процессе чтения новеллы «Ухо») хочется воскликнуть: «Пан писатель, а нельзя ли сократить эту лирику!» А так — в основе любого из рассказов Леонида Каганова лежит принцип, возведенный в систему Робертом Шекли: берем ситуацию и рассматриваем в парадоксальной плоскости. Вот, например, рассказ «Горшки и боги» повествует о том, как космический корабль «Ян Ливэй», посланный китайскими товарищами, летит, чтобы достигнуть южного предела галактики. Все товарищи, как один выполняют свой социалистический долг, в то время как на корабле происходят загадочные прямо-таки детективные события, которые приводят главного героя к пониманию, что корабль-то никуда не летит… Написано увлекательно, с юмором, интрига держит в напряжении… Только вот стиль что ни на есть шеклианский, да и сюжет… как-то подозрительно напоминает пелевинского «Омона Ра». В свою очередь рассказ «День сверчка» — это, по-моему, апгрейд «Заповедной зоны» Шекли. А в остальном — все очень занимательно и читабельно.

Перефразируя название книги: дай бог каждому в той же мере освоить достижения предшественников и попасть в контекст эпохи…

В общем, рекомендую: при прочтении этой книги приятный аромат воспоминаний о том, как читалось раньше, гарантирован.

Вот бы еще и колбасы по два двадцать дождаться…

Дата публикации:
Категория: Фантастика
Теги: Живой журналИздательство «АСТ»Леонид Каганов