Тенденции в современной фэнтези

Текст: Василий Владимирский

В последние годы отечественная фэнтези развивалась медленно, поступательно, без особых взлетов и падений, как и другие фантастические жанры. В начале девяностых годов XX века жанр фэнтези оставался для российских читателей экзотикой, да и в середине минувшего десятилетия в этом направлении оставалось немало «белых пятен» и незаполненных ниш. Сегодня же судьба фэнтези мало отличается от судьбы фантастики в целом. Падение тиражей и размывание «целевой аудитории» сочетается тут с появлением отдельных сверхуспешных авторов и проектов, попадающих «в яблочко» благодаря не столько литературно-художественным качествам текстов, сколько соответствию скрытым читательским ожиданиям. Так чего же ждут поклонники фэнтези от российского писателя?

Во-первых, необходимо отметить стабилизацию интереса к так называемой «славянской фэнтези». То ли «квасной патриотизм» иных литераторов, подвизавшихся в этой области, наскучил читателям, то ли появилась масса другой, не художественной литературы, но вал произведений подобного рода заметно спал. Авторы до сих пор охотно сочиняют истории, действие которых происходит в условном прошлом славянского мира, любители фантастики по-прежнему проявляют устойчивый интерес к романам Марии Семеновой, Ольги Григорьевой, Александра Мазина и других. Но о таком ажиотаже, как после выхода «Волкодава» в середине девяностых, сегодня не может идти и речи. Возможно, это направление получит второе дыхание после выхода фильма «Волкодав», на который многие возлагают большие надежды, но пока говорить об этом преждевременно.

Зато резко вырос интерес к «городской фэнтези» — то есть к произведениям, действие которых разворачивается в наше время, в современных мегаполисах, но с участием магов и магических существ. Разумеется, вне конкуренции тут Сергей Лукьяненко. Успех его цикла, начатого романом «Ночной дозор», вполне понятен, даже если забыть про одноименный фильм Тимура Бекмамбетова. «Я покажу тебе, как устроен наш мир НА САМОМ ДЕЛЕ», — говорит Лукьяненко читателю. Он предлагает сдернуть покров иллюзии, обнажив подлинную сердцевину вещей. Грандиозные сражения между темными и светлыми магами, прямо сейчас незаметно для простых смертных, ведущиеся на улицах и площадях Москвы, Петербурга, Киева, Эдинбурга, Алма-Аты, — это, безусловно, впечатляет. Однако Сергей Лукьяненко на сем не останавливается и идет дальше. Для того чтобы стать могущественными чародеями, героям «Ночного дозора» не нужно годами поститься и предаваться медитациям в отдаленном монастыре или практиковать агни-йогу, достаточно родиться с магическим талантом. А произойти такое может с каждым…

Хотя пропасть между приключенческим романом и философским трактатом очевидна, механизм воздействия у Лукьяненко близок к тому, который используют многочисленные адепты «теории мирового заговора» и современные оккультисты. Автору «Ночного дозора» удалось добиться наиболее полного отождествления читателей с героями. Собственно, именно поэтому у Сергея Лукьяненко до сих пор и нет конкурентов в области «городской фэнтези»: Вадим Панов, эксплуатирующий ту же тему в цикле «Тайный Город», до сих пор серьезно отстает от лидера, не говоря уж об иных авторах, работающих в схожем ключе, — от Олега Дивова с «Ночным смотрящим» до Анны Гуровой с «Моим другом бессмертным».

Собственно, взлет интереса к «городской фэнтези», на мой взгляд, единственное значимое событие, произошедшие в последнее время в отечественной фэнтези. С 2000 года в фантастику пришло немало многообещающих авторов, от Алексея Пехова и Виктора Точинова до Ильи Новака, но большинство из них одинаково увлеченно пишут НФ и фэнтези, не брезгуя при случае «литературой ужасов». У представителей старшего поколения также вышло немало романов, оригинальных по структуре и стилю, от «Света в окошке» Святослава Логинова и «Портера кудесника в юности» Евгения Лукина до «Пентакля» Генри Лайона Олди, Марины и Сергея Дяченко и Андрея Валентинова. Каждое из этих явлений заслуживает отдельного разбора — возможно, к некоторым из них мы еще вернемся. А пока можно констатировать лишь одно: фэнтези из явления экзотического для российской словесности давно превратилась в одну из ветвей «массовой литературы», со всеми ее достоинствами и недостатками. Из этого и следует исходить при анализе тенденций, царящих в этом жанре.

Дата публикации:
Категория: Фантастика
Теги: Сергей Лукьяненкофэнтези