Рецензии

Флер Йегги. Счастливые несчастливые годы

Роман-взросление — так можно было бы сказать об этой книге и поставить ее в один ряд с «Историей одного детства» Е. Водовозовой, «Записками институтки» и «Записками гимназистки» Л. Чарской. Можно было бы, да не всегда точными будут найденные совпадения.

Книги Текст: Ярослава Соколова
Келли Линк. Магия для «чайников»

Американская обыденность, конечно, отличается от нашей, но уже значительно меньше. Главным образом потому, что фундаментальная ценность всякой развитой демократии, коммерческая массовая культура, теперь есть и у нас, причем далеко не всегда местного разлива.

Книги Текст: Валерий Паршин
Сара Рейн. Темное разделение

Тема двойников в классической литературе всегда придавала тексту зловещий отпечаток. В этом смысле — да и во многих других — роман Сары Рейн совершенно классичен. Ее книга не только о близнецах, но и о попытке повторения судеб, своего рода реванша: одна жизнь — за другую жизнь, одна пара близнецов — вместо другой пары близнецов.

Книги Текст: Елена Хаецкая
Вольфганг Амадей Моцарт. Полное собрание писем

Это первое издание на русском языке всех сохранившихся писем Моцарта. Из немецкого академического семитомника переписки Моцарта переведены только письма самого композитора и опущены письма к нему самому.

Книги Текст: Борис Филановский
Квентин Скиннер. Свобода до либерализма

История свободы, а также накопленный человечеством богатый опыт как по обретению, так и по отказу от нее — тема далеко не новая. И древние тираноборцы, и новоевропейские рационалисты, и современные «лез ентеллектюэль» постиндустриального общества — все рассматривали свободу как единственно возможный modus vivendi всякого уважающего себя человека.

Книги Текст: Евгений Держивицкий
Марсель Рюби. История Бога

Несмотря на абсолютно нелепое название, сложность терминологии, неуклюжий стиль изложения, книга эта все-таки является неплохим пособием для всех, кто не слишком хорошо знаком с религиозной историей человечества и желает восполнить этот недостаток.

Книги Текст: Владимир Кучурин
Рождение Венеры

«Рождение Венеры» — это взгляд современного человека на весьма далекий от нас временной пласт. Причем взгляд пристрастный. Если у автора хватает смелости обвинить в чем-то целую эпоху со всеми ее плюсами и минусами, его за это можно только похвалить — писатель должен иметь мужество. Но все же я бы не рекомендовал учить историю по этой книжке, впрочем, она для этого и не предназначена.

Книги Текст: Виталий Грушко
Елена Жудинова. Католицизм

Минуя все глубины и тонкости католических догматов, читатель в ненавязчивой и доступной форме получит тот минимум знаний, которого будет достаточно для демонстрации осведомленности в светской беседе.

Книги Текст: Евгений Держивицкий
Андрей Аствацатуров. Феноменология текста

В общей сложности в двенадцати главах сборника раскрываются (в интересующем автора ракурсе) особенности поэтики таких писателей, как: Оскар Уайльд, Т. С. Элиот, Вирджиния Вулф, Тибор Фишер, Генри Миллер, Курт Воннегут, Лорен Айзли, Эрнест Хемингуэй, Дж. Д. Сэлинджер, Джон Чивер и Джон Апдайк.

Книги Текст: Дмитрий Трунченков
Маргарита Павлова. Писатель-Инспектор. Федор Сологуб и Ф. К. Тетерников

Издательство может успокоиться и в нынешнем году не выпускать больше ни одной книги в своей «Научной библиотеке» — выполненное М. Павловой исследование биографии и первых двадцати лет творчества Федора Сологуба служит свидетельством тому, что здесь еще в цене содержательные, осмысленные и по-русски написанные монографии.

Книги Текст: Надежда Петрова
Надежда Мандельштам. Воспоминания

Тысяча страниц, написанные Надеждой Мандельштам, предстают своеобразной фреской, монументальной и интимной, в которой Надежда Мандельштам — художник, филолог, преподаватель — не гнушается никакими средствами, как будто заранее зная, что ее прихотливая память окажется вернее рассудочных построений и догадок, что ее зрение — острее луп будущих исследователей, а ее безжалостные слова, нарочитые самоповторы должны снять налет с оболганного и залгавшегося времени.

Книги Текст: Петр Казарновский
Дуглас Смит. Работа над диким камнем: Масонский орден и русское общество в XVIII веке

Книга Дугласа Смита интересна обширным фактическим материалом: автор основательно поработал в российских архивах. Сделаны небольшие открытия: например, мало кто знает, что существовали женские ложи

Книги Текст: Ольга Кадикина
Джонатан Ливенстоун. Карма Чебурашки

Когда в процессе чтения нарываешься вдруг на обширную цитату из Сутры о бесчисленных значениях или на классическое буддийское джатаки, чувствуешь себя так, будто вышел на свежий воздух из детсада для детей-даунов.

Книги Текст: Вадим Левенталь
Константин Смелый. Не люби меня осторожно

Мой вывод так же двойствен, как и первое впечатление, — если вы Александр Житинский, друг или родственник автора — вам будет интересно, если нет — не уверен.

Книги Текст: Алексей Пасуев
Планета страха (Grindhouse: Planet Terror)

Тарантино и Родригес в современном кино соотносятся примерно так же, как соотносились в часто цитируемом ими обоими жанре спагетти-вестерна Серджо Леоне и Серджо Корбуччи. Если же иметь в виду, что дуэт Т&Р все чаще работает на пару, то впору вспомнить известный вестерн Корбуччи о двух авантюристах и назвать нашу пару «Компаньерос».

Кино Текст: Иван Денисов
Доказательство смерти (Grindhouse: Death proof)

Все, за что любят режиссера-сценариста, в «Доказательстве смерти» представлено, и представлено по полной программе. Отсылки к старым лентам, цитаты из «высокого» (Франжю) и «низкого» (Сарафьян) кино, превосходный саундтрек, комментирующий действие, искусно стилизованное под те самые 70-е изображение, превосходные диалоги, блещущие остроумием и демонстрирующие занимательную житейскую философию героев.

Кино Текст: Иван Денисов
Марк Курлански. Всеобщая история соли

Cоль играла в древнем мире практически ту же роль, что сейчас отведена нефти. По-видимому, именно эта аналогия и побудила Джорджа Буша-младшего летом 2005 года выбрать эту книгу для чтения в отпуске (наряду с «Александром II» Эдварда Радзинского и сочинением Джона Барри «Великий грипп»).

Книги Текст: Ольга Кадикина
Дмитрий Святополк-Мирский. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год

Вероятно, это действительно лучший учебник истории нашей литературы и по прошествии — страшно сказать — восьмидесяти лет с момента написания. Дело, конечно, не столько в широчайшем историческом горизонте, распростершемся на тысячу страниц плотного, емкого по содержанию и поразительного по глубине текста, хотя, скорее всего, в наше время подобный труд был бы возможен только как результат слаженной работы целого коллектива самых маститых, но еще не заплесневелых ученых.

Книги Текст: Валерий Паршин
Филипп Делерм. Счастье. Картины и разговоры (Le bonheur: tableaux et bavardages)

Автор словно нехотя нарисует вам среди безмятежных картин одну пронзительную, после которой, продолжая чтение, смотришь и вдруг видишь: как, действительно, хорошо, когда осенью на воде — листья.

Книги Текст: Анна Макаревич
Гертруда Стайн. Кровь на полу в столовой (Blood on the Dining Room Floor)

Именно Стайн удалось определить границу, отделяющую экспериментальную авангардную прозу от невменяемой, сумасшедшей. Сложность такой задачи трудно переоценить — всем известно, насколько шаткими являются критерии разделения литературы и всего того написанного и изданного, что в конечном счете ею не является.

Книги Текст: Анна Макаревич
Искусство каллиграфии

Школу я, разумеется, закончил и научился писать на русском языке разные слова, и смог бы, пожалуй, соединять их в предложения и даже в абзацы, каждый новый абзац начинать с красной строки, а между главами оставлять пробелы в две строчки, и так страница за страницей. Но я ведь понимаю, что дело не в этом.

Книги Текст: Алексей Слюсарчук
Фредерик Бегбедер, Жан-Мишель ди Фалько. Я верую - Я тоже нет (Je crois - Moi non plus)

Книга, скорее напоминает распечатку цикла телевизионных передач, чем серьезное философское противостояние. Но если у телевизионных передач есть то неоспоримое преимущество, что их можно смотреть и слушать (что для многих искупает нехитрость содержания), то у книги Бегбедера—ди Фалько этого преимущества нет.

Книги Текст: Дмитрий Трунченков
Призраки Гойи (Goya’s ghosts)

Я бы не назвал фильм разочарованием, по мне любая работа Формана — событие. Но этот человек «Полетом над гнездом кукушки», «Отрывом», «Волосами», «Вальмоном» приучил нас к шедеврам. Поэтому «Призраки Гойи» неизбежно оставляют чувство смутного неудовлетворения.

Кино Текст: Иван Денисов
Эдриан Маккинти. Миг — и нет меня (Dead I Well May Be)

Ощущение реальности происходящего пробирает до самого нутра. И даже вроде бы очевидное неправдоподобие главного героя не портит общего впечатления, а наоборот, по контрасту со всем остальным только добавляет реальности всему тексту.

Книги Текст: Мария Шишкова
Внутренняя империя (Inland empire)

Новая работа режиссера удивляет умением, оставаясь в рамках своего стиля, совершенствовать его, не повторяясь, а доводя особенности жанра «фильм Дэвида Линча» до запредельных высот

Кино Текст: Иван Денисов
Петер Вебер. Вокзальная проза (Bahnhofsprosa)

Скорее всего проза Петера Вебера — во втором вагоне европейского литературного состава. Но нужно признать, что европейский второй вагон едет далеко впереди нашего второго вагона, так что нам, слава богу, есть у кого учиться.

Книги Текст: Вадим Левенталь
Марк Крик. Суп Кафки (Kafka's Soup. A complete history of world literature in 14 recipes)

Книги пародий (и эта в частности) полезны начинающим читателям и писателям: они развивают внутренний слух, способность слышать своеобразие стилистики текста и так отличать одного писателя от другого (у Марка Крика такой слух безусловно есть).

Книги Текст: Валерий Сажин
Кэтрин Джинкс. Инквизитор (The Inquisitor)

Нет нужды напоминать о знаменитой книге Умберто Эко, стремясь повторить успех которой произведения, подобные «Инквизитору», растут в последнее время, как грибы после дождя. Нет нужды упрекать Джинкс в незнании истории: предметом она владеет блестяще. Но если роман не получился, значит, так тому и быть.

Книги Текст: Виталий Грушко
Антонен Арто. Тараумара

Был ли среди писателей и поэтов прошлого века кто-нибудь более сумасшедшим, чем Антонен Арто? Едва ли, если учесть то количество проектов, столь же масштабных, сколь и безумных, которое он успел породить за всю свою жизнь.

Книги Текст: Анна Макаревич