Рецензии

Павел Крусанов, Наль Подольский, Андрей Хлобыстин, Сергей Коровин. Беспокойники города Питера

Ордановский и Свинья, Майк и Цой, наконец, почти всегда ускользающий от оценивающего глаза стороннего наблюдателя неисправимый романтик и мифотворец-мистификатор Курехин — все они и в самом деле хорошо отвечают понятию «беспокойники», изобретенному Даниилом Хармсом (который и сам был беспокойником почище многих). Беспокойники в нашем случае — это далекие звезды, свет которых продолжает доходить до нас через годы и расстояния, люди, которые, даже покинув этот мир, продолжают деятельно вмешиваться в его реальное существование

Книги Текст: Андрей Бурлака
Насмотревшись детективов

Нил, владелец видеопроката, полжизни провел перед телевизором, пересматривая голливудскую классику 30-х и 40-х. Однажды за кассетой в его магазинчик приходит странная девица, ни черта не смыслящая в кино, но зато ужасно симпатичная. Во время второй встречи они договариваются о свидании, а потом начинаются приключения: Вайолет, оказывается, ни дня не может прожить без розыгрыша или шутки. Существование Нила наконец-то обретает смысл и становится жизнью, а не просиживанием штанов у экрана

Кино Текст: Ксения Реутова
Класс

Сотносительно небольшим опозданием до российских экранов добрался один из главных фильмов года, неожиданный триумфатор последнего Каннского фестиваля

Кино Текст: Ксения Реутова
Ананасовый экспресс: сижу, курю

Пухлый 25-летний дегенерат и любитель хорошей травы, Дейл Дентон, покупает у своего дилера новинку — сорт «ананасовый экспресс». Разумеется, домой он с косяком не идет, а наслаждается им в машине. В доме напротив тем временем женщина-полицейский мочит какого-то азиата. Дейл, ставший свидетелем убийства, со страху кидает через окно недокуренный косячок и, захватив с собой друга-дилера, которому теперь тоже грозит опасность, бежит из города в ближайший лес

Кино Текст: Ксения Реутова
Юрий Арабов. Флагелланты

Сразу у нашего героя не заладилось. Детство его прошло в глухую, хотя отчасти и рассветную советскую пору, когда с легкомысленной подачи Пикассо, а также в силу волюнтаризма и безграмотности Хрущева на Москву произошло нашествие голубей. Понятно, тут же «московские подоконники покрылись несмываемой коркой голубиного помета»: убогий итог всех благодушных затей. В окружении этих гадящих голубей, а также «уродливых собак с мордой премьер-министра Черчилля» и прошло детство Яши

Книги Текст: Николай Крыщук
Юрий Арабов. Солнце и другие киносценарии

Те, кто знаком с арабовским творчеством исключительно по фильмам Сокурова с их звериной серьезностью и отождествляет этих двух художников, будут, возможно, поражены легкостью и остроумием автора, тем, что Арабов вообще-то может изготавливать по-голливудски мастерские, виртуозные даже гэги

Книги Текст: Сергей Князев
Питер Хёг. Смилла и ее чувство снега (Froken Smillas fornemmelse for sne)

Грандиозный по количеству детективных ходов, под завязку нагруженный любовной лирикой, философией, историческими и научными сведениями (вплоть до математических формул) сюжет романа сталкивается в воду как легкая лодочка с помощью криминального происшествия. «Все начинается и заканчивается тем, что человек падает с крыши. Но в промежутке — целый ряд связей, которые, возможно, никогда не будут распутаны».

Книги Текст: Николай Крыщук
Это свободный мир

В 2006-м британский режиссер Кен Лоуч получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля за фильм «Ветер, который качает вереск». Кто-то, помнится, тогда говорил: не по справедливости, за выслугу лет. Может, и так, но награда ценная, и после церемонии закрытия фестиваля 72‑летний классик вполне мог бы угомониться и уйти на покой, однако вместо этого он взялся за работу с утроенной энергией, вновь обратившись не к британской истории, а к современности.
Главная героиня, сотрудница рекрутинговой компании, решает организовать собственную компанию: ей надоело обманывать людей, у которых в кармане нет ни фунта, надоело подстраиваться под начальство, надоело получать шлепки по заднице от подвыпивших сослуживцев.

Кино Текст: Ксения Реутова
Совокупность лжи — Шпионские игры

Основанная на бестселлере колумниста газеты «Вашингтон пост» политическая драма с лучшими голливудскими актерами в главных ролях — типичный продукт американского кино после 11 сентября и очевидный претендент на премию «Оскар» сразу в нескольких номинациях. Леонардо Ди Каприо играет агента ЦРУ Роджера Ферриса, который выслеживает на Ближнем Востоке лидера террористической организации. В операции он участвует не в одиночку: за всеми его действиями наблюдает ветеран национальной разведки Эф Хоффман (Рассел Кроу). Чтобы раскрыть замысел террориста и, возможно, предотвратить очередной теракт, Феррису предстоит внедриться в организацию и передать все данные своему боссу. В результате, конечно, выясняется, что доверять никому нельзя, а рассчитывать Феррис может только на себя

Кино Текст: Ксения Реутова
Миллионы, Марадона!

Мне довелось ехать в поезде с разговорчивым господином, который, садясь за стол, неожиданно возмутился: «Вот Пеле — великий игрок, король футбола, ну что ж он так позорит себя — такой кофе плохой делает!»
Я не видел Пеле, но видел Марадону — я услышал фамилию аргентинца в 1986 году по первой программе в черно-белом телевизоре «Рекорд», и когда через полчаса вышел во двор, весь двор кричал: «Марадона, Марадона, пас, пас!» Недавно мы с другом зашли в винный бутик и купили портвейн с изображением Диего Армандо — портвейн «п...ц печени»

Кино Текст: Владимир Москвин
Алексей Турчин. Война и еще 25 сценариев конца света

Признаться, я приступал к этой книге с изрядной долей скепсиса. Автор — профессиональный апокалиптик, который получа?ет деньги от парочки контор с подозрительными названиями («Российское Трансгуманистическое Движение», хм) за то, что пугает людей концом света. Такое впечатление оставляет спинка обложки. Однако обилие солидных ссылок и рассудительный тон потихоньку скепсис развеивают. Турчин никого не хочет напугать, а хочет только спокойно, по-профессорски рассмотреть все возможные кирдыки. Что же возможно?

Книги Текст: Андрей Степанов
Воспоминания неудачника — Ретро мелодрама с красивыми пейзажами

Крэйг играет голливудскую звезду в творческом кризисе: вилла на берегу океана, наркотики, которые дилер привозит прямо на дом, и сразу две женщины в постели его уже давно не радуют, циничная чернокожая домработница — его единственный друг — хочет уволиться по собственному желанию, а агент приглашает на обед только для того, чтобы сообщить, что ему отказал очередной режиссер. Но это предисловие...

Кино Текст: Ксения Реутова
Безумный следователь — Иронический детектив

Главный герой, следователь Бун, — гениальный полицейский с поехавшей крышей. Дела он раскрывает по методу Станиславского, «вживаясь» в характеры преступников. Кроме того, каждый человек для него — не цельная натура, а некий сложный образ, состоящий из «внутренних личностей», число которых может варьироваться от единицы до бесконечности (впрочем, в одном из эпизодов Бун признается, что больше семи он никогда не видел)

Кино Текст: Ксения Реутова
Одноклассницы

…целевая аудитория картины — девочки 10-16 лет — обеспечила ей приличные кассовые сборы.

Кино Текст: Ксения Реутова
Я. М. Сенькин-Толстый. Фердинанд, или Новый Радищев

Кто ездил по Псковщине, скажем, до Пушкинских Гор, наверняка дивился тамошним названиям, от которых так и веет древними поверьями: Щирск, Хредино, Карачуницы, Пожеревицы, Малая Губа, Лысые Мухи, Козюлькины Горбы... Вот по этим местам и проехался некто Сенькин-Толстый, ироничный всезнайка, игривый Радищев, знаток протоскобарских мифов и местных спиртосодержащих жидкостей. Впрочем, никакой он не Сенькин. То, что книгу написал профессиональный историк, ясно уже с первых страниц, а потом по намекам можно даже догадаться, кто именно. Вы его знаете. Подсказка: самый талантливый человек из всех, кого показывают по телевизору

Книги Текст: Андрей Степанов
Джон Бэнвилл. Кеплер

Маленькие книжки «Текста» из серии «Первый ряд» издаются на еврогранты и представляют собой солидную некоммерческую евролитературу — аналог нашей толстожурнальной словесности. Правила игры здесь твердые и устоявшиеся: соответствие исторической правде, реалистическое повествование, гуманизм, капля ностальгии. Талант не обязателен, хотя авторы обычно увешаны призами, как рождественские елки мишурой. Но среди сих почтенных старцев встречаются очень сильные стилисты — и это как раз случай ирландца Бэнвилла (1946 г. р.; 15 романов, 1 «Букер», 6 русских переводов)

Книги Текст: Андрей Степанов
Из Молдавии — с любовью и мерзопакостью (Владимир Лорченков. Все там будем)

Маркес, Павич, Кустурица, Хемингуэй, Платонов, Роберт Пенн Уоррен... — какому еще писателю моложе 30 критики надавали столько орденов-сравнений? Однако все верно, сходство есть, и можно добавить еще Шукшина, Фазиля Искандера и Ромена Гари. «Блеф, миф, мистификация, магический реализм верхом на постмодернизме», «гротеск с черным юмором в придачу», «природный юмор, самоирония и безошибочное чувство ритма» — и это все о нем. Тоже верно, и я бы добавил еще, что автор умеет делать самое сложное в литературе — знакомить анекдот с притчей. Лауреат «Дебюта» и «Русской премии» — это он же, Владимир Лорченков. Добавят еще и Нобелевку, вот увидите

Книги Текст: Андрей Степанов
Александр Кобринский. Даниил Хармс

Автор точен, лаконичен, сдержан, в книге нет ни одного цветка красноречия. Одни факты, вплотную пригнанные друг к другу (а за ними огромная работа в архивах). Но герой таков, что не надо ни вымысла, ни риторики. «Англизированный» денди с вечной трубкой в зубах, носивший то буржуазный котелок, то тирольскую шапочку, а также гетры, бриджи, галстук-пластрон и булавку с бриллиантами, — иностранец в сталинской стране. Человек непроницаемый, корректный и церемонный в быту, не переносивший фамильярности, составивший список из 17 человек, с которыми он на «ты». Вокруг него — обэриутский антураж: крашеные лица, колпаки, плавающие топоры, селедка с молоком, плакат «Мы не пироги».

Книги Текст: Андрей Степанов
Линор Горалик. Короче: очень короткая проза

Хемингуэй считал своим лучшим произведением написанный в 1920-е гг. на пари рассказ из шести слов: For Sale: Baby shoes, never worn («Продаем туфельки для новорожденного; ненадеванные»). Не знаю, слышала ли Линор Горалик эту историю (наверное, слышала), но текст Хема можно считать инвариантом ее короткой прозы. Главные темы: одиночество, опустошенность, уход, потеря, смерть. Главная сюжетообразующая роль — у вещи. Размер — одна страничка, а то и меньше. Цель — выразить всю жизнь в одной эмоции, как в стихах, но при этом эмоцию не назвать. Вот женщина без конца возится с кофеваркой, она вся поглощена тем, как выложить цветок из молочной пены на поверхности чашечки эспрессо

Книги Текст: Андрей Степанов
Кинопрокатные планы «Кино без границ» до конца декабря

1. c 6 ноября в кинопрокате мультфильм для детей: «Три разбойника» Die Drei Rauber по книге Томи Унгерера (мировой тираж более 2 миллионов экземпляров) режиссер Хайо Фрайтаг — http://www.arthouse.ru/movie.asp?Code=DIEDREI 2. с 6 ноября — фильм артхаус-линии «Кино без границ» второй римейк из трилогии римейков фильма Тео Ван Гога (первым была картина артхаус линии «Кино без границ» режиссера Стива Бушеми «Интервью») — любовный фарс «Свидание вслепую» Blind Date режиссер Стэнли Туччи В главных ролях Стэнли Туччи и Патришия Кларксон http://www.

Кино
Квант милосердия — «Бондиана», 22-я серия

Теперь уже никто не кричит «Какой придурок мог додуматься взять блондина на роль Бонда?» и не устраивает в интернете акций по бойкоту предстоящей премьеры. После выхода «Казино „Рояль“», первой серии обновленной «бондианы» с Дэниэлом Крэйгом в главной роли, стало понятно, что современному миру в роли суперагента нужен не холеный дамский угодник, а трагический персонаж — нечто среднее между совсем уж сказочными Бэтменом и Гарри Поттером и чересчур мрачным Джейсоном Борном

Кино Текст: Ксения Реутова
Владимир Шаров. Будьте как дети

Владимир Шаров — писатель-ересиарх, автор романов-апокрифов, которого ортодоксы держат не то чтобы за вредного беса, но уж точно не за Федора Михалыча. Критики же считают Шарова Полномочным представителем Русской Классики в РФ, ибо он теперь и впрямь единственный, кто способен всерьез ставить «последние вопросы».

Книги Текст: Андрей Степанов
Ещё один просмотр мультфильмов Ф. С. Хитрука

Приглашаем вас на очередной просмотр мультфильмов Ф. С. Хитрука. На этот раз мы замахнулись на архивную картину «Юноша Фридрих Энгельс». Мультфильм этот весьма редкий и найти его сейчас практически невозможно. Он был снят в 1970 году, его делали совместно «Союзмультфильм» и дрезденская студия «DEFA-film».

Кино
Нереальный север — Асиф Кападиа

В каком-то чуме на краю земли живут две женщины, мать и приемная дочь. От людей они прячутся: во-первых, потому, что обитатели этих мест всегда носят с собой оружие и в любой момент готовы пустить его в ход, во-вторых, матери когда-то нагадали, что мужчина, которого она полюбит, будет обречен на гибель. Но мужчина все же появляется. Это солдат, неизвестно за какой проступок брошенный замерзать посреди ледяной пустыни. Женщины его выхаживают и оставляют у себя, не задумываясь о последствиях

Кино Текст: Ксения Реутова
Женщины — Дайан Инглиш

Ремейк классической комедии Джорджа Кьюкора, снятой в 1939 году. В оригинале были заняты все звезды компании Metro-Goldwyn-Mayer, за исключением Мирны Лой и Греты Гарбо, — а это толпы красавиц, одна другой знаменитее. За долгих два часа на экране успевали появиться 130 персонажей, причем все они были женщинами, мужчины существовали только в виде темы для бесконечного трепа

Кино Текст: Ксения Реутова
Плоды просветления: пять пелевинских «П»

Вот уже 20 лет он показывает, где выход: надо сделать шаг за ворота, переступить границу, выйти за пределы тюрьмы, в которой родился. Но читатель этого не слышит.

Книги Текст: Андрей Степанов
Род Лиддл. Тебе не пара.

Вообще-то реклама типа «первая книга известного телеведущего» ничего хорошего не предвещает, даже если этот ведущий британец. Но сборник рассказов Лиддла — приятнейшее исключение. Никакого дилетантства, более того — местами смешно, местами страшно, несмотря на то, что вещь переводная (или благодаря усилиям переводчика, который, среди прочего, сумел виртуозно справиться со сленгом)

Книги Текст: Андрей Степанов
Александр Жолковский. Звёзды и немного нервно: Мемуарные виньетки

Этого человека всю жизнь сопровождал эпитет «блестящий». Блестящий филолог, создавший вместе с Юрием Щегловым красивейшую теорию — порождающую поэтику. Блестящий писатель, автор всего 14 рассказов (сборник «НРЗБ», 1991), но каких! Они уже есть в учебниках современной литературы. Как выясняется из новой книги, еще и блестящий Дон-Жуан…

Книги Текст: Андрей Степанов
Том Стоппард. Лорд Малквист и мистер Мун.

Свой единственный роман будущий Главный Сэр Мировой Драматургии сочинил в середине 1960-х — во времена, когда продвинутое коммьюнити кушало психоделики, хоронило Высокий Модерн и прислушивалось к первым пискам новорожденного постмодернизма. Тогда зачитывались романами Роб-Грийе, засматривались фильмами Бунюэля и Алена Рене, а театральная сцена прочно стояла на трех китах — Беккет, Ионеско, Пинтер. Без знания этого фона разобраться в сновидятине молодого Стоппарда будет трудновато

Книги Текст: Андрей Степанов