Рецензии

Дьявол носит больше пятидесяти оттенков серого

Инсайдер «Прочтения» в издательстве «Эксмо» Ася Петрова одной из первых прочла книгу Игоря Савельева «Терешкова летит на Марс» и делится впечатлениями о романе, начинающимся словами: «Путин замолчал».

Книги Текст: Ася Петрова
«Особо опасны». Коллекция рецензий

Стоун словно хочет высказаться на все актуальные темы сразу, пробалтывая окончания, не договаривая сюжетные линии, в конце концов, игнорируя тот факт, что его монументальное двухчасовое полотно разваливается в отсутствие хоть одного сколько-нибудь внятного героя. Хорошие наркоторговцы отличаются от плохих благородными мотивациями, но хорошим забыли придумать характеры, а плохим — что-нибудь, кроме них. Кинокритики о новом фильме Оливера Стоуна

Кино
Удвоенная жизнь

Всё ненадёжно: «престолы», меняющиеся географические координаты. В этой связи мужественным жестом выглядит собственное «принятие мер» — возведение запасного дома, пусть и кажущегося непрочным поэту, но у читателя вызывающего доверие. Рецензия Бориса Кутенкова на книгу Евгения Сливкина «Оборванные связи»

Книги Текст: Борис Кутенков
Дети и подростки: кому нужны проблемы?

Каждую минуту во всем мире издатели, писатели, маркетологи и все, занимающиеся литературой для детей и подростков, думают о том, какой должна быть хорошая детская книга. Часто мнение писателей не совпадает с мнением издателей, а мнение издателей с мнением родителей, а мнение родителей с мнением детей. Ася Петрова на примере двух недавно вышедших книг сравнивает два детских издательства

Книги Текст: Ася Петрова
Э. Л. Джеймс. Пятьдесят оттенков серого. Коллекция рецензий

23 августа в магазины поступит тираж книги «Пятьдесят оттенков серого», выпущенного издательством «Эксмо» международного бестселлера, романа, ставшего книжной сенсацией 2012 года. «Прочтение» собрало коллекцию рецензий на книгу.

Книги
Аршин, сын вершка

Вместе с рождением профессиональной журналистики, формированием конкуренции на книжном рынке, возникновением профессионального писательского сообщества — короче, вместе с началом новой русской литературы неизбежно должны были появиться литераторы особого рода. Уделом их было не властвовать над умами, не пытаться предлагать новые идеи или импортировать заграничные знания, не жечь сердца глаголом или выжимать слезу у романтически настроенных дев.

Книги Текст: Алексей Балакин
Сентиментальное путешествие по Италии XXI

Эрмитажному хранителю гравюры маньеризма по должности положено щелкать по носу пошляков и вместе со снобами сетовать, что «Лувр стал похож на огромный развлекательный комплекс, и что там теперь пахнет чипсами, как в „Макдональдсе“, и что никуда не пробиться и ничего не увидеть среди толп, рыскающих в поисках Джоконды, которая все равно не видна, сидит за бронированными стеклами, как президент в лимузине, а все диваны усыпаны, как говно мухами, американцами в шортах с „Кодом да Винчи“ в руках и отсутствием какого-либо намека на мысль в глазах». Цитировать одно удовольствие. Рецензия Полины Ермаковой на книгу Аркадия Ипполитова «Особенно Ломбардия»

Книги Текст: Полина Ермакова
Чего хочет женщина? Версия Дуни Смирновой

Тургенев, когда писал свое «Дворянское гнездо», очень хорошо представлял себе, что стоит за словом «народ». Для него это крестьянство с его патриархальной жизнью, цельностью, ясным, не испорченным цивилизацией, взглядом на мир. Что такое народ сейчас — совершенно непонятно. Дмитрий Калугин о новом фильме Авдотьи Смирновой «Кококо»

Кино Текст: Дмитрий Калугин
Трагический спектакль императора Павла I, или Безумец поневоле…

Павел Первый призывал европейских правителей решить свои политические разногласия, которых накопилось к тому моменту уже немало (как-никак 1801-й год на дворе), при помощи... рыцарского поединка! Иными словами говоря, это был вызов на поединок в чистом виде... Европейские государи, правда, драться с Павлом не стали, а просто посмеялись над ним. Типа, безумец и сумасброд. Этот демарш русского царя пытался как-то смягчить граф Пален, рассылавший послания европейским дворам, в которых объяснялось, что история с вызовом — шутка, чудачество императора и не более того. Рецензия Дмитрий Калугина на книгу Андрея Россомахина, Дениса Хрусталёва «Вызов Императора Павла, или Первый миф XIX столетия»

Книги Текст: Дмитрий Калугин
Питер Акройд. Венеция. Прекрасный город. Коллекция рецензий

«Во-первых, как и все итальянские города, Венеция „придумана“ — то есть введена в культурный оборот в качестве must любого сознательного путешественника — именно англичанами; во-вторых, Акройд в состоянии сочинить „биографию“ не то что Венеции — а фонарного столба где-нибудь в Западном Дегунино; в-третьих, его книгу все равно продать легче, чем произведение какого-то итальянца, если это не Умберто Эко». Лев Данилкин, Михаил Визель, Константин Мильчин, Елена Дьякова, Анна Наринская о новой книге британского писателя.

Книги
«Диктатор». Коллекция рецензий

«„Диктатор“ Саши Барона выходит в прокат девятым эхом панарабского политшухера, через полгода после устранения Муамара Великолепного — в удобное время, когда могучую тень вождя уже можно переваривать исключительно под знаком его колоритности, но не кровавости». Рецензии Игоря Гулина, Алексея Ершова, Екатерины Барабаш, Дениса Шлянцева, Владимира Лященко на новый фильм Саши Коэна.

Кино
«Мишень»: в запретное яблочко

8 апреля 2012 состоится юбилейная, двадцать пятая церемония вручения кинопремии «Ника». Иван Шипнигов о фильме «Мишень» режиссера Зельдовича по сценарию В. Сорокина, которая оказалась несправедливо обойдена основными номинациями, но выдвинута на приз за лучшую операторскую работу Александра Ильховского.

Кино Текст: Иван Шипнигов
Птица-тройка модернизации

Как афористически выразился Гидденс: «у нас нет иного выбора, кроме постоянного выбора». Теперь мы можем быть любыми, свободно конструировать свое будущее, выбирая пол, мораль, сексуальность. Очевидно, что здесь есть свои издержки, ведь если можно каждый раз собирать себя заново, постоянно меняя «модель для сборки», то хочется задать вопрос: «А где ты здесь сам?» Дмитрий Калугин о книге Энтони Гидденса «Последствия современности».

Книги Текст: Дмитрий Калугин
«А» и «Б» патриотизма

По свидетельству самого автора, «Брусникин» понадобился ему по трем причинам. Во-первых, чтобы провести рекламно-маркетинговый эксперимент: узнать, до какой степени популярности издатели могут раскрутить талантливого, но никому не известного дебютанта без биографии? (Ответ — примерно до 800 тыс. экз.). Во-вторых, чтобы написать несколько «чистых» исторических романов без детективных подпорок. А третья причина состояла в том, что либералу-западнику Акунину захотелось примерить маску «разумного патриота» и даже почвенника. Без зловредных перегибов, разумеется. Андрей Степанов о романе Анатолия Брусникина «Беллона»

Книги Текст: Андрей Степанов
К чистому истоку

У героя по фамилии Адмиралов трудный роман с собственной межпозвоночной грыжей. Он зовет ее Франсуазой, рассказывает ей о своей жизни, жалуется, советуется и, робея, признается в любви. Она иногда отвечает, но по большей части молчаливо присутствует, отдаваясь болью в плече и шее. Капризная, слегка мечтательная, ревнивая, обидчивая и властная дама, не прощающая предательства. Андрей Степанов о книге Сергея Носова «Франсуаза, или Путь к леднику»

Книги Текст: Андрей Степанов
Яблоко раздора

Не удивлюсь, если этим текстом как сырьем вскоре воспользуются сценаристы и режиссеры. Уверена, что сериал «Стив» соберет по всему миру не меньше зрителей, чем «Шерлок», тем более что оба героя демонстрируют презрение общественных конвенций, скверный характер и уникальные способности. И эта книга не последний проект Джобса (исполненный, как все его проекты, усилиями других), который еще будет приносить прибыль и влиять на мировую моду. Полина Ермакова о книге Уолтера Айзексона «Стив Джобс»

Книги Текст: Полина Ермакова
Девушка с татуировкой дракона

Финчер позволил себе изменить лишь несколько деталей, да слегка подправил концовку, чтобы она не выглядела совсем уж ожидаемо. В остальном всё осталось, как прежде: те же утрированные образы, та же сонливая интрига. Фильм держится на отдельных взрывных эпизодах, позволяющих на время увлечь зрителя и развеять тоску от предсказуемого сюжета и отсутствия динамичного киноповествования. Рецензия Максима Товкача

Кино Текст: Максим Товкач
Карин Юханнисон. История меланхолии

Грустно, скучно, тоскливо, тошно, тяжело, страшно, ужасно, отвратительно, невыносимо — кто дает имена нашим чувствам? Книга Юханнисон посвящена тому, как черная желчь барокко уступает сентиментальным обморокам, романтическому отчаянию, фрейдистким неврозам и стрессу. Кто и зачем переключает модус и накал меланхолии? Как элитарный мужской сплин превращается в пошлую скуку домохозяйки? Рецензия Полины Ермаковой

Книги Текст: Полина Ермакова
Отщепенцы всех стран − соединяйтесь!

Хотя исторические параллели — вещь опасная, они напрашиваются сами собой: после «революционных» сдвигов в России 90-х (какими бы они ни были), нулевые имеют слишком много общего со французской Второй империей: шовинизм, постепенная клерикализация общества, брожение в головах и недовольство, заявляющее о себе в потоках политической сатиры и карикатуры. И в этом смысле бодлеровский опыт — это не архив, а скорее возможность задуматься о себе. Найти свой путь в мире неприемлемых форм, которые предлагаются как «нормальные» и «правильные». Рецензия Дмитрия Калугина на книгу Сергея Фокина «Пассажи. Этюды о Бодлере»

Книги Текст: Дмитрий Калугин
Идиллия или прогресс?

Роман посвящен памяти, это памятник. Он не только пронизан горечью о том, что «все умерли», но и неизменно представляет прошлое эпохой гигантов. Эмблематичны сцена с черепахой, видевшей Наполеона, или история попугая Екатерины II, задохнувшегося в петроградской ЧК. Связь с прошлым еще ощутима, но рассказать о гигантах прошлого мы можем не больше, чем слепая черепаха о Наполеоне или попугай о Екатерине. Автор чувствует необходимость преодолеть это забвение, но преодолеть — из-за «тщеты исторической науки» — можно только в форме романа, который, следуя жанровым законам, неизбежно нечто исказит. Заметки Андрея Степанова о романе А. П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени...»

Книги Текст: Андрей Степанов
Марина Степнова. Женщины Лазаря. Коллекция рецензий

Лазарь Линдт, гениальный ученый, — центр инфернальных личных историй трех незаурядных женщин. Бездетную Марусю, жену его старшего друга, смешной юноша полюбит совсем не сыновней любовью, но это останется его тайной. После войны в закрытом городе N светило советской науки влюбится по уши в молоденькую Галину и буквально украдет в «другую жизнь», но... заслужит только ненависть. Третья «женщина Лазаря» внучка — сирота Лидочка унаследует его гениальную натуру. Рецензии Лизы Биргер, Максима Мильского, Вячеслава Курицына, Виктора Топорова и Льва Пирогова.

Книги
Ирреальный комментарий, или Заметки на пьедестале памятника Минину и Пожарскому

Это не столько научное предприятие, сколько «экскурсия» по тексту, где перед одними экспонатами можно задержаться подольше, о других сказать лишь ради проформы, от третьих отмахнуться, чтобы скорее двигаться к тому, что тебя действительно занимает. А занимает Комментатора обсценная речевая стихия, спиртные напитки и «материально-телесный низ». И здесь действительно трудно не только отделить друг от друга «пристрастия автора, повествователя и героя», но и комментатора от комментируемого текста. Рецензия Дмитрия Калугина на «Энциклопедию русского пьянства» Алексея Плуцера-Сарно, комментарий к поэме Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки»

Книги Текст: Дмитрий Калугин
Алексей Маврин. Псоглавцы. Коллекция рецензий

Затерянная в лесу деревня, окруженная торфяными карьерами. Рядом руины уголовной зоны. Трое молодых реставраторов приезжают в эту глухомань, чтобы снять со стены заброшенной церкви погибающую фреску. Легкая работа всего на пять дней... Но на фреске — Псоглавец, еретическое изображение святого Христофора с головой собаки, а деревня, оказывается, в старину была раскольничьим скитом. И во мгле торфяных пожаров все явственней начинает проступать иная история — таинственная и пугающая. Рецензии Саши Филипповой, Льва Данилкина, Андрея Шляхова, Виктора Топорова, Галины Юзефович, Елены Дьяковой и Анны Наринской.

Книги
Гений чистой пустоты

Отчасти это фильм о том, как большой талант поглощает без остатка отдельно взятую человеческую личность, лишая ее ценнейшего права — свободы выбора: если ты пишешь гениальные пьесы, то уже никогда не будешь ни легендарным воином, ни великим политиком, ни даже хорошим семьянином. Эммериху, ставшему заложником своего режиссерского амплуа главного разрушителя Голливуда, все это должно быть очень близко и понятно. Рецензия Ксении Реутовой на фильм «Аноним»

Кино Текст: Ксения Реутова
Брюс Робинсон. Ромовый дневник. Коллекция рецензий

Джонни Депп снова, больше 10 лет спустя «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», играет алтер-эго Хантера Томпсона в экранизации его раннего романа «Ромовый дневник». Рецензии Марии Кувшиновой, Анатоля Ющенко, Лидии Масловой, Владимира Лященко, Гоши Берлинского и Сергея Терновского.

Кино
Педро Альмодовар. Кожа, в которой я живу. Коллекция рецензий

В прокат вышел новый фильм Педро Альмодовара «Кожа, в которой я живу», экранизация романа Тьерри Жонке. «Прочтение» собрало коллекцию рецензий на этот фильм: Варвара Бабицкая, Роман Волобуев, Анна Меликова, Денис Шлянцев, Ксения Друговейко, Владимир Лященко, Андрей Плахов.

Кино
Ударим по гамбургеру!

В свое время правильным ответом на вопрос «Какая самая длинная очередь в Москве?» был «Мавзолей Ленина». В 1990 году ситуация принципиально изменилась. Ведь именно в этом году на Пушкинской площади был открыт первый «Макдональдс». И очередь туда оказалась гораздо длиннее... Рецензия Дмитрия Калугина на книгу Джорджа Ритцера «Макдональдизация общества 5»

Книги Текст: Дмитрий Калугин
Сказка за сказкой: новое русское кино

Образ премьера выстраивается в соответствии с четкой концепцией. Если бы кому-нибудь вздумалось сейчас снимать по его биографии фильм, это был бы не триллер и не драма, а былина — богатырское житие, в котором герой априори не осуждается, а каждый его поступок приобретает какой-то фантастический размах и в очередной раз доказывает его недюжинную силищу. Российский массовый кинематограф едет по тем же рельсам. Обзор сентябрьского кино Ксении Реутовой

Кино Текст: Ксения Реутова
Не повезло маркизу

Очень неплохая, да что там — блестящая идея запустить в современную Россию маркиза де Кюстина. Сюжет, дающий простор и для игры старинным штилем, и для гоголевско-булгаковско-андрейбеловской чертовщины, и для социальной критики, и, конечно, для поиска констант русской жизни (впрочем, априори предсказуемых). Рецензия Андрея Степанова на роман Сергея Есина «Маркиз»

Книги Текст: Андрей Степанов
Спасатели

В принципе, вся современная русская литература об этом — как стать выше окружающих. Только у большинства авторов это значит стать «богаче», «круче», «известней», а тут, извините, — «духовней». Некоторые персонажи, впрочем, обладают искомым качеством изначально. Главная героиня Инна — духовидица. Ей не надо доказательств бытия божия, потому что она с детства беседует со своим Яном (она — Инна, он — Ян) — не то привидением, не то ангелом-хранителем. Рецензия Андрея Степанова на роман Ирины Богатыревой «Сектанты»

Книги Текст: Андрей Степанов