Рецензии

Отщепенцы всех стран − соединяйтесь!

Хотя исторические параллели — вещь опасная, они напрашиваются сами собой: после «революционных» сдвигов в России 90-х (какими бы они ни были), нулевые имеют слишком много общего со французской Второй империей: шовинизм, постепенная клерикализация общества, брожение в головах и недовольство, заявляющее о себе в потоках политической сатиры и карикатуры. И в этом смысле бодлеровский опыт — это не архив, а скорее возможность задуматься о себе. Найти свой путь в мире неприемлемых форм, которые предлагаются как «нормальные» и «правильные». Рецензия Дмитрия Калугина на книгу Сергея Фокина «Пассажи. Этюды о Бодлере»

Книги Текст: Дмитрий Калугин

Идиллия или прогресс?

Роман посвящен памяти, это памятник. Он не только пронизан горечью о том, что «все умерли», но и неизменно представляет прошлое эпохой гигантов. Эмблематичны сцена с черепахой, видевшей Наполеона, или история попугая Екатерины II, задохнувшегося в петроградской ЧК. Связь с прошлым еще ощутима, но рассказать о гигантах прошлого мы можем не больше, чем слепая черепаха о Наполеоне или попугай о Екатерине. Автор чувствует необходимость преодолеть это забвение, но преодолеть — из-за «тщеты исторической науки» — можно только в форме романа, который, следуя жанровым законам, неизбежно нечто исказит. Заметки Андрея Степанова о романе А. П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени...»

Книги Текст: Андрей Степанов

Марина Степнова. Женщины Лазаря. Коллекция рецензий

Лазарь Линдт, гениальный ученый, — центр инфернальных личных историй трех незаурядных женщин. Бездетную Марусю, жену его старшего друга, смешной юноша полюбит совсем не сыновней любовью, но это останется его тайной. После войны в закрытом городе N светило советской науки влюбится по уши в молоденькую Галину и буквально украдет в «другую жизнь», но... заслужит только ненависть. Третья «женщина Лазаря» внучка — сирота Лидочка унаследует его гениальную натуру. Рецензии Лизы Биргер, Максима Мильского, Вячеслава Курицына, Виктора Топорова и Льва Пирогова.

Книги Текст:

Ирреальный комментарий, или Заметки на пьедестале памятника Минину и Пожарскому

Это не столько научное предприятие, сколько «экскурсия» по тексту, где перед одними экспонатами можно задержаться подольше, о других сказать лишь ради проформы, от третьих отмахнуться, чтобы скорее двигаться к тому, что тебя действительно занимает. А занимает Комментатора обсценная речевая стихия, спиртные напитки и «материально-телесный низ». И здесь действительно трудно не только отделить друг от друга «пристрастия автора, повествователя и героя», но и комментатора от комментируемого текста. Рецензия Дмитрия Калугина на «Энциклопедию русского пьянства» Алексея Плуцера-Сарно, комментарий к поэме Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки»

Книги Текст: Дмитрий Калугин

Алексей Маврин. Псоглавцы. Коллекция рецензий

Затерянная в лесу деревня, окруженная торфяными карьерами. Рядом руины уголовной зоны. Трое молодых реставраторов приезжают в эту глухомань, чтобы снять со стены заброшенной церкви погибающую фреску. Легкая работа всего на пять дней... Но на фреске — Псоглавец, еретическое изображение святого Христофора с головой собаки, а деревня, оказывается, в старину была раскольничьим скитом. И во мгле торфяных пожаров все явственней начинает проступать иная история — таинственная и пугающая. Рецензии Саши Филипповой, Льва Данилкина, Андрея Шляхова, Виктора Топорова, Галины Юзефович, Елены Дьяковой и Анны Наринской.

Книги Текст:

Гений чистой пустоты

Отчасти это фильм о том, как большой талант поглощает без остатка отдельно взятую человеческую личность, лишая ее ценнейшего права — свободы выбора: если ты пишешь гениальные пьесы, то уже никогда не будешь ни легендарным воином, ни великим политиком, ни даже хорошим семьянином. Эммериху, ставшему заложником своего режиссерского амплуа главного разрушителя Голливуда, все это должно быть очень близко и понятно. Рецензия Ксении Реутовой на фильм «Аноним»

Кино Текст: Ксения Реутова

Брюс Робинсон. Ромовый дневник. Коллекция рецензий

Джонни Депп снова, больше 10 лет спустя «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», играет алтер-эго Хантера Томпсона в экранизации его раннего романа «Ромовый дневник». Рецензии Марии Кувшиновой, Анатоля Ющенко, Лидии Масловой, Владимира Лященко, Гоши Берлинского и Сергея Терновского.

Кино Текст:

Педро Альмодовар. Кожа, в которой я живу. Коллекция рецензий

В прокат вышел новый фильм Педро Альмодовара «Кожа, в которой я живу», экранизация романа Тьерри Жонке. «Прочтение» собрало коллекцию рецензий на этот фильм: Варвара Бабицкая, Роман Волобуев, Анна Меликова, Денис Шлянцев, Ксения Друговейко, Владимир Лященко, Андрей Плахов.

Кино Текст:

Ударим по гамбургеру!

В свое время правильным ответом на вопрос «Какая самая длинная очередь в Москве?» был «Мавзолей Ленина». В 1990 году ситуация принципиально изменилась. Ведь именно в этом году на Пушкинской площади был открыт первый «Макдональдс». И очередь туда оказалась гораздо длиннее... Рецензия Дмитрия Калугина на книгу Джорджа Ритцера «Макдональдизация общества 5»

Книги Текст: Дмитрий Калугин

Сказка за сказкой: новое русское кино

Образ премьера выстраивается в соответствии с четкой концепцией. Если бы кому-нибудь вздумалось сейчас снимать по его биографии фильм, это был бы не триллер и не драма, а былина — богатырское житие, в котором герой априори не осуждается, а каждый его поступок приобретает какой-то фантастический размах и в очередной раз доказывает его недюжинную силищу. Российский массовый кинематограф едет по тем же рельсам. Обзор сентябрьского кино Ксении Реутовой

Кино Текст: Ксения Реутова

Не повезло маркизу

Очень неплохая, да что там — блестящая идея запустить в современную Россию маркиза де Кюстина. Сюжет, дающий простор и для игры старинным штилем, и для гоголевско-булгаковско-андрейбеловской чертовщины, и для социальной критики, и, конечно, для поиска констант русской жизни (впрочем, априори предсказуемых). Рецензия Андрея Степанова на роман Сергея Есина «Маркиз»

Книги Текст: Андрей Степанов

Спасатели

В принципе, вся современная русская литература об этом — как стать выше окружающих. Только у большинства авторов это значит стать «богаче», «круче», «известней», а тут, извините, — «духовней». Некоторые персонажи, впрочем, обладают искомым качеством изначально. Главная героиня Инна — духовидица. Ей не надо доказательств бытия божия, потому что она с детства беседует со своим Яном (она — Инна, он — Ян) — не то привидением, не то ангелом-хранителем. Рецензия Андрея Степанова на роман Ирины Богатыревой «Сектанты»

Книги Текст: Андрей Степанов

Год без черного профессора

29 мая прошлого года по дороге из Москвы в Петербург на свое собственное выступление в галерее «Борей» скончался Михаил Болдуман. Человек-оркестр, ученый, посвящавший мудреные труды загадочным макрофитам северных морей, поэт, пародист, шоумен, гид-переводчик, возивший по Европе автобусные экскурсии, полиглот, «черный профессор», каллиграф, художник, филолог в самом широком смысле слова (то есть, любитель именно этих самых слов). Вячеслав Курицын о книге Мякишева и Болдумана «Кунштюк», а вернее — о Болдумане в этой книге

Книги Текст: Вячеслав Курицын

Какие российские фильмы 2011 года можно и нужно посмотреть

Фестиваль «Кинотавр», который прошел в Сочи в начале июня, официально открыл сезон российских кинопремьер. Фильмы, показанные в конкурсе, совсем скоро начнут выходить в прокат. Первый показ в Петербурге пройдет уже 23 июня: Фестиваль фестивалей откроется «Громозекой» Владимира Котта — фильмом, который начинал и конкурсную программу «Кинотавра». Ксения Реутова рассказывает о картинах, которые нельзя пропустить

Кино Текст: Ксения Реутова

Птица несчастья

У «Кинотавра» нет конкурентов. Это единственный в России большой фестиваль отечественного кино, в котором, как в зеркале, отражается все то, что происходит не только с индустрией, но и со страной вообще. При этом киносмотр постоянно борется с самим собой. Ксения Реутова делится своими впечатлениями о фестивале

Кино Текст: Ксения Реутова

Умный Фигль

Самый большой дефицит в современной русской литературе — это умный текст. Я не хочу никого обидеть, у каждого автора свои достоинства, но когда вы читаете Пелевина, то чувствуете: он не просто начитан и не просто умеет придумать каламбур; он умен в каждой фразе, в каждом повороте сюжета, в каждом эпитете, в каждой шерстинке лисьего хвоста. Умен и насмешлив, насмешлив и умен. Нечто подобное я чувствую, читая загадочного автора с идиотской кличкой вместо псевдонима. Рецензия Андрея Степанова на роман Фигля-Мигля «Ты так любишь эти фильмы»

Книги Текст: Андрей Степанов

Слава богу, все приснилось

Писателя Евдокимова отличают два качества: бешеный динамизм сюжета и лютая ненависть к любой власти (структуре, системе). Ненависть застит глаза, заставляет сгущать краски, валить весь мусор в одну корзину и создавать нечто жизнеподобное, но абсолютно невероятное, что-то среднее между сайтом compromat.ru, каким-нибудь желтейшим таблоидом, художественным миром Юлии Латыниной (конечно, только в «критической» его части) и «Грузом-200» Балабанова. Рецензия Андрея Степанова на роман Алексея Евдокимова «Слава богу, не убили»

Книги Текст: Андрей Степанов

Недетские мемуары

Патти нарисовала портрет Роберта Мэпплторпа в воспоминаниях и сделала это столь искусно, что вся эпоха семидесятых приобрела черты законченного мифа. Верная духу этого времени, Патти Смит, получая свой приз, попросила всех «несмотря на прогресс, читать бумажные книги». А если бы речь шла о фотографиях, она бы наверняка добавила, что они должны быть только черно-белыми. Рецензия Ули Углич на книгу Патти Смит «Просто дети»

Книги Текст: Уля Углич

В топку

Актуальные художники Александр Бренер и Барбара Шурц (Паника) — абсолютные нонкорфомисты. Левее них только стенка и группа «Война». Коллег они презирают. Для них и Монастырский кадавр, и Кулик торгаш, и «Синие носы» муравьи, и Авдей отрыжка. У них нет друзей, зато есть кумиры, которым надо молиться: Франсуа Вийон, Артюр Рембо, безумец Вацлав Нижинский. Они искренне, от всего сердца протягивают этому миру руку, предварительно в нее насрав. Рецензия Андрея Степанова на книгу Александра Бренера и Варвары Паники «Римские откровения»

Книги Текст: Андрей Степанов

Николай Свечин, мастер ретродетектива

Как и другие ретродетективщики, Свечин постоянно, хотя и ненавязчиво, кивает на современные (они же вечные) российские проблемы: тотальная коррупция, наркомания среди подростков, темнота и жестокость народа, правовой нигилизм; крупные сообщества граждан, которые живут не по законам, а по бандитским понятиям, и т. д. Полицианты, как им и полагается, по мере сил превращают этот хаос в космос. Рецензия Андрея Степанова на книгу Николая Свечина «Хроники сыска. Происшествия из службы сыщика Алексея Лыкова и его друзей»

Книги Текст: Андрей Степанов

Кушать подано, идите жрать, пожалуйста

В целом роман не кажется мне удачей автора. Душная атмосфера, бесконечное «я, бля, крут, а ты, бля, не крут», бесконечные поучения (как только встречаются любые два героя, один начинает учить другого), авторские слепые пятна, когда совсем не лишенный чувства юмора Рубанов просто не слышит, что диалог его меряющихся аргументами крутышей — смешон, почти пародиен, и, наконец, отсутствие у автора хоть какой-то эстетической дистанции по отношению к героям, — все это оставляет тяжелое послевкусие. Рецензия Андрея Степанова на роман Андрея Рубанова «Психодел»

Книги Текст: Андрей Степанов

По улицам слона водили

В книге между строк прослеживались и другие наблюдения о жизни страны. Например, то, что уровень кризиса прямо пропорционален тяге населения к развлечениям: чем глубже депрессия, чем больше зрителей тянет на кривляющихся клоунов и стриптизерш (это, кстати, можно наблюдать сейчас и на примере России). О Великой депрессии в фильме не напоминает вообще ничего, кроме пары реплик главного героя в самом начале. Рецензия Ксении Реутовой на фильм «Воды слонам!»

Кино Текст: Ксения Реутова

Вавиленское столпотворение

К тексту книги отнеслись с такой бережностью, о какой большинство экранизаций может только мечтать. В фильме, конечно, есть пара хулиганских отступлений от текста, но в целом все очень дотошно, и даже закрадывается подозрение, что съемки заняли семилетку не потому, что не было денег, а потому что за перестановку слов в пелевенских афоризмах актеров каждый раз били по губам и заставляли делать новый дубль. Рецензия Ксении Реутовой на фильм «Generation П»

Кино Текст: Ксения Реутова

Повоображаем вместе

Нас окружает немало авторитетных книг, которых мы не читали и даже не держали в руках, однако мы верим, что они реально существуют. В этом смысле довольно похоже отношение некоторых современных читателей к «Войне и миру» и древнерусских читателей к «написанной на небесах» мифической Голубиной книге: в руках не держали, в глаза не видали — но убеждены, что такая книга существует и в общем-то в курсе «содержания». Рецензия Анны Матьяловин на книгу Екатерины Мельниковой «Воображаемая книга»: очерки по истории фольклора о книгах и чтении в России

Книги Текст: Анна Матьяловин

Семеро — с ложкой, один — с книжкой

Загипнотизированному многократными повторами читателю приходится соглашаться с тем, что бульонные кубики (недаром, кстати, автор — лицо этой фирмы) годятся в пищу наравне с нераскрытыми бутонами кустарника каперсника, букетами гарни, сушеными ягодами бразильского дерева шинус, трюфельным маслом и листьями кафрского лайма. Рецензия Ули Углич на книгу Алексея Зимина «Кухня супермаркета»

Книги Текст: Уля Углич

До самыя смерти

Темы повестей всегда проводятся сквозь толщу многослойного (петербургско-петроградско-ленинградско-петербургского) прошлого. Память автора сохраняет все: и трудный опыт выживания, и серые будни, и прорезающие их озарения, и трагические моменты потерь. Но самыми яркими оказываются страницы, где все эти темы переплетаются, и получается повествование об исключительном, ставшим повседневным. Рецензия Андрея Степанова на книгу Наталии Соколовской «Любовный канон»

Книги Текст: Андрей Степанов

Поваренная книга

Вот главные персонажи: Борис, сын советских укомплектованных академиков, завсегдатай тренажерного зала, водитель гоночной Субару, рантье, имеющий свой игрушечный бизнес, и Мила, бухгалтер строительной фирмы, богатеющей не от выигрышей, а от проигрышей тендеров. Их ждут фантастические, воистину сказочные приключения, и он, тот, кого называют «принцем», будет вести себя как Иван-дурак, а Мила прекрасно справится с ролью Василисы Премудрой. Она не позволит Серому волку проглотить себя и еще спасет жениха от неминуемой гибели. Рецензия Ули Углич на роман Андрея Рубанова «Психодел»

Книги Текст: Уля Углич

Черное-черное озеро

От тебя всего чего-то требуют и ждут. От родителей до государства. Эмоции и желания находят выход в домашних скандалах и пятничных барах. Случай, когда стать самим собой необходимо во имя, например, карьеры, выпадает далеко не всем. Героине Даррена Аронофски повезло: ей это нужно для роли. И вот уже на мамин возглас: «Что стало с моей милой девочкой?» она кричит: «Ее больше нет!» Конечно, хорошие девочки черных лебедей не танцуют. Рецензия Натальи Афонасьевой на фильм «Черный лебедь»

Кино Текст: Наталья Афонасьева