А был ли ящер

Текст: Александра Сырбо

  • Сара Перри. Змей в Эссексе / Пер. с англ. Ю. Полещук. — М.: Фантом Пресс, 2018. — 400 с.

«Змей в Эссексе» Сары Перри — текст с претензией, фантастичный и вычурный, подобно средневековой резьбе по мрамору. Созданное для искушенного читателя, произведение представляет собой органичный синтез мистики и естественной истории, романтики и новомодных течений. Книга позиционируется как роман идей, который не исключает чувственность, пусть сдержанную и хладнокровную — как положено готическому роману.

Действие разворачивается в 1890 годах: Лондон сходит с ума по науке, но во главе всего стоит отнюдь не царица-математика, а палеонтология. Каждые полгода очередная статья возрождает интерес к вымершим видам, побуждая женщин судорожно собирать в свои шкатулки ожерелья из клыков ископаемых животных. Новоиспеченная вдова Кора Сигрейв переживает смерть мужа, совершенно не тая в душе облегчения. В компании подруги Марты и сына Фрэнсиса она покидает столицу и углубляется в дебри Эссекса. Оставаясь убежденной в том, что между мышлением и верой едва ли есть какая-то разница, она узнает о водном змее, терроризирующем местное население, существе — воплощении сказки, которая, судя по всему, не предупредив никого, решила ожить. В Эссексе Кора встречает своего духовного соперника, Уильяма Рэнсома, с которым в скором времени оказывается вовлечена в круговорот волнующего противостояния и невысказанного притяжения.

Перри искусно играет символическим потенциалом своего монстра, предлагая читателю фильтровать подтексты. Это видение, рассказ на ночь для детей, проданная туристам история, а может, змей — метафора мрачной и жуткой Англии. Он словно представляет собой состояние страны тех времен — извиваясь кольцами и повторяя таким образом непостоянство царивших настроений.

Ласточка летит на пятьдесят миль к югу, и вот под нею Лондон во всей красе. Он и сам сознает, что неотразим. В Риджентс-парке дети кормят черных лебедей, в Сент-Джеймсском — пеликанов, на аллеях цветут липы. В Хэмпстед-Хит гулянья, точно на сельской ярмарке, в метро ни души. Солнце густо заливает тротуары; фокусники и мошенники на Лестер-сквер наживают деньжата. Домой не хочется никому. Да и что там делать? Возле пабов и кафе мелкие клерки, осмелев, пристают к дамам, и в воздухе, напоенном хмелем и кофе, витает если не любовь, то нечто очень на нее похожее, — а впрочем, какая разница!

С самого начала от «Змея в Эссексе» ожидаешь психологизма, всеми оттенками которого роман и заиграет вскоре, словно отзываясь на вопрошание читателя. В истории Перри люди находятся в плену своих эмоций и поступков. Наблюдательный сын главной героини однажды тонко подмечает всю бесполезность стремлений понять человеческий род.

Сложно не заметить, что автор подводит читателя к проблемам не только внутренней жизни героев, но и социально-политического контекста. Разрыв между привилегированной группой, привыкшей действовать только в своих интересах, и бедностью принято считать результатом не только удачи и сопутствующих обстоятельств, но и того, что некоторые рождаются изначально неподготовленными к выживанию в эволюционной гонке. И, кажется, даже при сложившихся обстоятельствах Перри хочет дать Викторианской эпохе шанс на будущее, в которое автор смотрит с надеждой и любопытством. Не вынося при этом вопрос «А как можно сделать лучше?» за рамки повествования.

Язык повествования эмоционален и трогателен. Запах морских устриц или лесного мха практически ощутим, а влажный воздух, не больше и не меньше, пробирает до костей. Мастерство, с которым Перри описывает природу, позволяет читателю перестать быть простым наблюдателем и стать наряду с героями участником действия.

«Змей в Эссексе» — роман болезненно очаровательный, пронизанный неистовостью сердечных порывов и благородной снисходительностью. И какая удача, что он предлагает нам ровно столько, сколько мы можем вынести.

Я пытался любить Вас так, чтобы и самому уцелеть.

Дата публикации:
Категория: Рецензии
Теги: Фантом ПрессСара ПерриЗмей в Эссексе