Обещание счастливого конца

Текст: Александра Сырбо

  • Элена Ферранте. Те, кто уходит, и те, кто остается / Пер. с ит. О.Ткаченко.— М.: Синдбад, 2017. — 448 с.

«Те, кто уходит, и те, кто остается» Элены Ферранте — уже третья литературная зарисовка дружбы двух «Л» — Лилы и Лену. И пока мы в очередной раз становимся свидетелями демонстрации прописной истины о том, что старая дружба не ржавеет, красной нитью через весь роман проходит идея о том, что в этой истории нет тех, кто уходит, и тех, кто остается. «Гениальные подруги» уходят только на время, а возвратившись, остаются навсегда.

Сложно недооценить феномен неаполитанской тетралогии: мир Лилы и Лену завоевывает сердца все большей и большей аудитории. По местам Неаполя, где происходит действие книг, уже существует как онлайн, так и реальный тур. В сети Instagram набирают популярность тематические хэштеги, по которым читатели со всего мира могут поделиться своими впечатлениями и мыслями по поводу романа. Тем не менее сама Ферранте предпочитает оставаться в тени — мы до сих пор не можем похвастаться какими-либо сведениями об авторе. Чтобы удовлетворить любопытство читателей, издатели выпустили книгу под названием «Фрагмент», в которой собраны письма итальянской писательницы своему редактору и ее редкие интервью. И что-то подсказывает, что эта книга может обернуться не меньшим откровением, чем всем известный цикл романов.

Судьбы Лилы и Элены становятся одним целым, историей, которую они пишут вдвоем, несмотря на то, что перо буквально находится в руках Элены (она писательница). Внутренний мир главных героинь уже знаком читателю, каждая — сложная, многогранная личность, которая далеко не всегда вызывает симпатию. Порой они кажутся потерянными, иногда — совершенно неразумными. Но в этом и вся прелесть романа: он в очередной раз изящно, но в то же время прямо напоминает о том, как сложно порой обуздать молодое сердце. Разве не обэтом нам до сих пор твердят и бессмертные Лондон, Шоу и Диккенс?

Сейчас, когда я пишу эти строки, ее тень нужна мне как никогда. Она нужна мне здесь и сейчас, поэтому я и пишу. Я хотела бы, чтоб она исправила нашу историю, что-то вычеркнула, а что-то добавила, переписала ее на новый вкус и рассказала обо всем,что знала, говорила и думала.

Динамику сюжету придает и революционный дух третьей части романа. Итальянская драма, центральное место в которой занимает ценность дружбы, — классика, которой Ферранте не изменяет. И пока Лилу пытается бороться за справедливость, Элена борется за лучшую новую жизнь для своей подруги.

Пожалуй, главной темой всего романа становится понятие дома. Элена переступает ту грань, когда воспоминания о детстве превращаются в подобие старинных фотокарточек: история остается, но уже не играет красками. Бывший дом становится местом, из которого Элене хочется бежать быстрее всего. Однако все это скорее похоже на решительный отказ не от прошлого как такового, а от прошлой себя.

К тому дню Бог из моего детства уже лет десять как ослаб и был, подобно больному старику, отправлен в дальний угол: я не испытывала никакой потребности в освящении моего брака. Главное было уехать из Неаполя.

Самым большим откровением третьей части стали интимные отношения. Скромность в вопросах сексуальности, проявляемая, казалось бы, уже взрослыми девушками, удивляет. Возможно ли познать любовь через секс — вопрос, которым задаются обе девушки. Найдут ли они ответ — это и предстоит узнать читателю.

Легкий слог, которым может похвастать Ферранте, прекрасно подходит для формы биографической исповеди. И действительно, автор оправданно отказывается от замысловатых форм в выражении предельно честных мыслей героев. Ведь это едва ли не все, что нужно, чтобы проникнуться их чувствами и начать им доверять.

«Те, кто уходит, и те, кто остается» — очередная откровенная история, полная светлых и темных переживаний. Герои наконец-то приходят к вопросам, которые раньше боялись задать сами себе. Несмотря на динамично развивающийся сюжет, Ферранте удается мягко подготовить читателя к грядущему прощанию с любимыми героями. Хочется верить, что мы отпустим их безболезненно, ведь двум «Л» обещают счастливый конец, где есть место и настоящей дружбе, и любви, и безвозмездной заботе о ближнем.

Дата публикации:
Категория: Рецензии
Теги: Элена Ферранте Те,кто уходит, и те, кто остается Синдбад