Выйти из себя

Выйти из себя

В научно-популярных книгах доступным языком изложены факты из различных сфер, в которых вы можете практически не ориентироваться. Однако, пока существует интерес к познанию, в таких изданиях всегда будет необходимость. Их функция заключена не в том, чтобы создать прочный информационный фундамент в определенной области, а в том, чтобы сделать окружающий мир более понятным. Цикл материалов познакомит вас с классической и современной научно-популярной литературой, рекомендованной специалистами. Открывается он книгами по психологии.

 

  • Зигмунд Фрейд. Толкование сновидений. Избранные сочинения. – М.: Азбука-Аттикус, 2013. – 1056 с.

Елизавета Зельдина, клинический психолог, психоаналитик, преподаватель ВЕИП, редактор журнала «Лаканалия»:

Классика научно-популярной литературы, за которую Фрейд получил литературную премию им. Гете. Начинать нужно со второй главы, седьмую – читать только специалистам. Рекомендую как пособие по самоанализу, развивающее способность наблюдать и понимать собственное бессознательное.

Неудивительно, что подборка научно-популярных книг по психологии открывается текстом Фрейда, написанным еще в 1899 году. Его имя знакомо каждому первому, его идеи – каждому второму, каждый третий относится к нему предвзято. «Толкование сновидений» – это книга, которая рассеивает существующие предубеждения против работ Фрейда.

Самую важную информацию об этой книге автор дает в нескольких строках введения (ослушавшись рекомендации, я начала читать книгу сначала): ученый использует себя в качестве подопытного кролика – исследует в первую очередь собственные сновидения, задавая тем самым определенную степень откровенности, которая неизбежно располагает к себе читателя. Методика толкования сновидений Фрейда предполагает несколько ступеней: на первой необходима работа самого сновидца со сновидением вне собственного анализа, который в книге назван «критикой», и вне анализа другого. Эта стадия не предполагает анализа: произошедшее во сне находится в контексте, который неосознанно выстраивает сновидец. Полученный материал подвергается аналитике. С тем, что сновидения в любом случае связаны с осуществлением желаний (если кажется, что это не так, значит, работает искажающий их механизм), можно не соглашаться, однако аргументы и примеры, приведенные в книге, уж очень убедительны.

…сновидение всегда и в любом смысле проистекает из прошлого. Однако и вера в то, что сновидение раскрывает перед нами будущее, не лишена доли истины. Сновидение, рисуя перед нами осуществление желания, переносит нас в будущее, но это будущее, представляющееся грезящему настоящим, благодаря неразрушимому желанию представляет собою копию и воспроизведение прошлого.

 

  • Дэн Ариели. Предсказуемая иррациональность: скрытые силы, определяющие наши решения. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. – 268 с.
  • Мартин Селигман. В поисках счастья. Как получать удовольствие от жизни каждый день.– М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 320 с.

Марина Андронова, кандидат психологических наук, сертифицированный гештальт-терапевт, последователь лакановского психоанализа:

Написанные мастерами своего дела книги выражают жизненную позицию авторов, подкрепленную, что немаловажно, результатами экспериментов или клинической практики. Селигман хорош тем, что исследовал повсеместно представленный, но незаметный обыденному восприятию феномен. Это одна из важнейших задач науки: показывать нам то, чего мы до сих пор не замечали. Ариели делает то же самое, но, помимо этого, он еще и певец контринтуитивности. Это вторая важнейшая задача науки. Она учит нас не полагаться на то, что нам кажется “естественным” и происходящим как бы само собой. В психологии это часто касается нашей повседневной жизни и поведения. Такие эксперименты, как у Ариели, побуждают нас быть умнее и внимательнее к себе и к окружающему миру, а это само по себе ценность.

Дэн Ариели – известный специалист в области поведенческой экономики. Книга Ариели посвящена изучению поведенческой психологии в обществе потребления. Примеры, приведенные автором, относятся к сферам маркетинга и экономики (в упрощенном виде), что, с одной стороны, делает книгу доступной и понятной, а с другой – в некотором смысле приземленной.

В ней есть наглядные примеры из повседневной жизни, иллюстрирующието, как несовершенно наше поведение. Мы стремимся сохранить все имеющиеся возможности, не совершая выбора, мыслим стереотипами, не всегда ведем себя честно – весьма неприятная правда. Кажется, что выхода нет, но все-таки это не совсем так. Мысль о том, что поведение рационально – заблуждение, однако наша иррациональность носит систематический характер, а следовательно, она предсказуема, анализируема и в какой-то степени преодолима.

Если бы мне пришлось сжать все рассказанное в этой книге до одного вывода, я бы сказал, что мы являемся заложниками в чужой игре с не всегда понятными правилами. Нам свойственно считать, что мы сидим за рулем и полностью контролируем принимаемые нами решения и направление, в котором движется наша жизнь; но, увы, подобное восприятие связано скорее с нашими желаниями (то есть тем, какими мы хотим видеть себя), а не с реальным положением вещей.

Мартин Селигман – американский психолог, основоположник принципиально новой позитивной психологии, которая фокусируется на изучении условий, черт характера и особенностей поведения, способствующих позитивным чувствам, духовному удовлетворению, здоровью.

Подкрепленная историями из личного опыта и стремлением изменить к лучшему жизнь будущих поколений, начиная с собственных дней, книга «На пути к счастью» подкупает своей искренностью.

По мнению Селигмана, распространенное психологическое убеждение – счастье обманчиво, а за каждым хорошим поступком непременно стоит нечто скверное – на самом деле не совсем правильно. Автор полагает, что природа человека двойственна: плохого в нас столько же, сколько и хорошего. «В поисках счастья»  – руководство по исследованию собственного характера с целью развития индивидуальных достоинств (в книге приведен тест, с помощью которого можно их выявить). Весьма благородная и полезная цель, которая предполагает много интересного на пути к ее достижению.

Беда в том, что все мы хотим заслужить право на положительные эмоции и вознаграждаем себя удовольствиями за определенные поступки, тогда как на деле истинное наслаждение приносят проявления лучших черт нашего характера. Ощущение подлинного счастья не связано с подчас показным оптимизмом, наоборот, оно предполагает отсутствие положительных эмоций и пребывание в состоянии так называемого «потока».

Нам дана возможность самостоятельно выбрать жизненный путь. Мы можем жить, стремясь к названной цели. <…>

Полноценная жизнь – в том, чтобы идти к подлинному счастью, неизменно применяя свои индивидуальные достоинства. Но жизнь, исполненная высшего смысла, требует соблюдения еще одного условии – использования лучших своих качеств во имя человеческого знания, могущества и праведности. Такая жизнь воистину исполнена высшего смысла, а если в конце концов в ней появляется Бог, то и священна.

 

  • Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческих отношений. – М.: Эксмо, 2016. – 352 с.
  • Даниэл Канеман. Думай медленно… решай быстро. – М.: АСТ, 2013. – 625 с.

Надежда Челомова, социальный психолог, тренер-консультант:

Эрика Берна важно прочесть, чтобы научиться видеть, как выстраивается модель вашего взаимодействия с другими людьми; почему могут быть конфликты в общении; как сделать общение более продуктивным и комфортным, а Канемана нужно прочесть, чтобы, во-первых, быть в тренде, во-вторых, потому что он нобелевский лауреат, книги которых обычно ценны по умолчанию. И в-третьих, для понимания того, как мы делаем выбор, почему ошибаемся, принимая решения, и как с этим быть.

Эрик  Берн – американскийпсихолог и психиатр. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на «трансакциях», лежащих в основе межличностных отношений.

Книга посвящена человеческим взаимоотношениям, отсутствие которых может привести к психическим расстройствам. Она была написана в 1964 году и с тех пор регулярно переиздается. Впервые на русском языке книга появилась в 1972 году, а в 2016-м вышло несколько переизданий. В силу специфики предмета это, пожалуй, не самое доступное исследование, однако структурная организация книги, подробное объяснение используемой терминологии, а также применение схем сильно облегчают чтение и делают ее доступной и полезной для непрофессионалов.

В центре исследования – тип общественного взаимодействия, который автор называет «игра». Мы все бессознательно играем в различные «игры»: проживаем раз за разом определенные сценарии в надежде получить вознаграждение. Эти игры определяют нас самих, отношения с окружающими и наследие, которое мы передаем детям. Некоторый замкнутый круг, выход из которого тем не менее существует. С точки зрения Берна, необходимо всего три шага: нужно быть восприимчивым – жить здесь и сейчас, спонтанным, то есть свободным в своем выборе, и откровенным. Мотивируя читателя, автор напоминает, что за свободную от игр человеческую близость вознаграждение будет в разы больше, чем за победу в игре.

Для некоторых счастливых людей есть нечто, выходящее за пределы всех классификаций поведения – это восприимчивость; нечто, поднимающееся над прошлым программированием – это спонтанность; и нечто, вознаграждающее больше, чем игры – это близость. Но каждое из трех для неподготовленного человека может оказаться страшным и даже гибельным. Возможно, таким людям лучше оставаться в их обычном состоянии, находя решения своих проблем в какой-нибудь популярной технике общественного поведения, например, “быть-как-все”. Это может означать, что для человеческого рода нет надежды; но для отдельных его членов надежда есть.

Даниэл Канеман – израильско-американский психолог, один из основоположников психологической экономической теории, лауреат Нобелевской премии по экономике 2002 года, несмотря на то, что исследования,за которые был премирован, он проводил как психолог, а не как экономист.

Как можно догадаться уже из названия, эта книга в первую очередь о принятии решений. До того, как решение принято, все возможно. Однако насколько верны эти решения и на чем они основаны – именно этими вопросами и задается Канеман.

Ключевые понятия книги – «Система 1» и «Система 2». Они контролируют наше сознание. Система 1 – глуповатая и радостная, всегда готова быть введенной в заблуждение; Система 2 – неторопливая, вдумчивая, подозрительная и очень ленивая. Из предыдущего высказывания очевидно, какая из них чаще оказывается руководящей. Надо отдать ей должное, при возникновении сложностей Система 1 все же обращается к Системе 2, однако поданные сведения часто обрывочны,  а принятое решение уже заранее подготовлено.Система 1 оказывается даже в каком-то смысле опасной, она часто вводит наше сознание в заблуждение и совершает множество ошибок, поскольку она, по словам автора, «механизм поспешных выводов».

Канеман не предлагает готового решения проблемы. Секрет успеха – в тренировке осознанности, которая в идеале приведет к умению распознавать, что вы находитесь на «когнитивном “минном” поле». Один из шагов к достижению осознанности – знакомство с книгой.

В нормальном состоянии ваш разум обладает интуитивными чувствами и мнениями почти обо всем, что вам встречается. <…> Есть объяснение того, как мы генерируем интуитивные мнения по сложным вопросам. Если на сложный вопрос быстро не находится удовлетворительного ответа, Система 1 подыскивает более легкий родственный вопрос и отвечает на него (считая при этом, что нашли ответ на первый вопрос). Например, вопрос «Сколько вы согласны пожертвовать на спасение исчезающего вида?» заменяется на вопрос «Какие эмоции я испытываю, думая об умирающих дельфинах?».

Полина Бояркина