Выставка «Сектор десятого»

22 января — 15 февраля 2011 г.

Новый проект Андрея Рудьева не имеет углов — он состоит из круглых по форме картин разного диаметра, от полутора метров до метра. Довольно сложные в изготовлении круглые холсты (а Рудьев разработал свой оригинальный метод их конструкции), конечно, не новость. Они известны нам еще по искусству ренессансной Италии, где появляются в эпоху «интернациональной готики» в виде традиционного ремесленного подарка — подноса для рожениц «desco da parto», быстро переосмысленного великими живописцами как идеальная форма для классического сюжета «Мадонна с младенцем». Впрочем, для нашего проекта это всего лишь пикантная историческая подробность. У Рудьева (любящего и знающего историю живописи) появление круглой формы «tondo» имеет другую причину. Секрет здесь кроется в специфике взаимоотношений художника с визуальными образами. Круг повторяет форму визуальной линзы, через поле которой и ведется наблюдение.

Дело в том, что Рудьев страстный наблюдатель и коллекционер образцов наивного и прикладного искусства (нарисованных от руки — в допринтерную эпоху — школьных пособий, таблиц, графиков, схем), разного рода красочных памяток по технике безопасности и гражданской обороне, старательных домашних опытов народных мастеров (смело копирующих произведения Рафаэля, Рембранта, Шишкина или Леонардо), журнально-газетных фото и уличных граффити, ну и конечно, истории живописи, которая стала частью клип-арта и рекламы. Весьма часто, найденный и отобранный из ежедневного медийного потока образ, насыщается особым смыслом и превращается в авторский суперзнак, который становится значимым элементом визуального языка художника Рудьева, переходя из произведения в произведение. Этот выбор чисто интуитивен и объяснить его художник не может, потому что самой попыткой объяснения можно разрушить тонкую ауру выбранного образа. Нам же, как зрителям, это позволено. Хотя, стоит учесть, что в это наблюдение мы будем подкладывать собственный визуальный опыт.

Слагаемые словаря Рудьева можно опознать интуитивно. «Between» — улица ночного города и сюжет из любимого Веласкеса, «Giotto» — поцелуй Демона и поляризованный джоттовский сюжет ночи в Гефсиманском саду (оба сюжета уже встречались в «рубероидой серии» Рудьева), «РОСГОРСТРАХ» — рубленый геометрический шрифт, отсылающий к Родченко и Эрику Булатову, «Горьковское» — зимний черно-белый фотосюжет в ожидании электрички, «Islam» — формальная цветовая связь религиозных страстей из коллекции живописи Ватикана и митинга исламских матерей, находящая разрешение в обыденной гуманистической работе хирургов в зеленых халатах. «Мadonna Industrial» — музыкальный fusion, соединяющий гламур и индастриал. И, наконец, «So» — образ любимой дочери, приходящий уже не изнутри — из домашнего мира, а извне — из мира глянца и модельного бизнеса.

С первого взгляда, проект составленный из живописных холстов, a priori выглядит как традиционно-отчетная «выставка новых произведений». Но это впечатление обманчиво, поскольку проектность проявляется в самой организации пространства. Развеска далека от галерейной академичности, круги не выстроены по ранжиру, а свободно разбросаны по плоскости стен. В результате, получившийся образ сразу заставляет вспомнить о знаменитом американском художнике — концептуалисте Джоне Балдесари (John Baldessary.) Но если Балдесари (сделавший тоновый цветной круг своим фирменным знаком) с его помощью скрывает части фотоизображений, переводя их из бытийного пространства в символическое, то для Рудьева живописным изображением становится все пространство стен галереи, на котором он как пытливый реставратор (или скорее кладоискатель, этакий «Индиана Джонс в поисках утраченного образа») делает круговые расчистки, вскрывая спрятанное за слоями штукатурки изображение (читай «время»).

Куратор проекта Дмитрий Пиликин

Вернисаж состоится 22 января с 17.00 до 22.00.

AL Gallery
Большая Морская, 3-5
Тел. 315-99-99

Дата публикации:
Категория: Анонсы
Теги: AL GalleryВыставкиСовременное искусство