Выставка «Союз молодежи» и «Новые художники»

20 декабря 2010 года в 17.00 в Музее петербургского авангарда (Дом М.В.Матюшина) открывается выставка «Союз молодежи» и «Новые художники». Открытие приурочено к 100-летию общества «Союз молодежи» и ко Дню рождения Музея петербургского авангарда. Графика представлена из коллекции И. Ю. фон Штакельберга.

Общество художников-авангардистов «Союз молодежи» было образовано в 1909 году в Санкт-Петербурге. В него входили многие основатели радикальных художественных течений Петербурга и Москвы, такие как М.Ларионов, Н. Гончарова, П. Филонов, К. Малевич, В. Татлин и сам М. Матюшин. Именно в «Союзе молодежи» были сформулированы основные принципы эстетики авангарда. Живописные интересы группы были сфокусированы на примитивизме и архаике, а деятельность отличалась мультимедийностью и интерактивностью. «Союз Молодежи» сформировал нового искусства Широкий спектр понимания задач новейшей культуры, несмотря на немногочисленность выставок (5 с 1910 по 1914-й), делает «СМ» структурообразующим для всего движения русского авангарда 1910-х годов.

На выставке будут представлены графические работы Олега Котельникова — художника, входящего в объединение «Новые художники».

В рамках выставки издана газета к 100-летию общества «Союз молодежи».

Работа выставки продлится до 01 февраля 2011 года.

Общество художников-авангардистов «Союз молодежи» (1909-1914, СПб) отличалось программной открытостью, что обеспечило разнообразие состава и участие в выставках «СМ» большинства основателей радикальных художественных течений Петербурга и Москвы (М.Ларионова, Н. Гончаровой, П. Филонова, М. Матюшина, К. Малевича, В. Татлина). Именно в публикациях «Союза молодежи» Вольдемар Матвейс сформулировал принципы плюралистической эстетики авангарда, обнародовал теорию «фактуры» как «гула» планетарного живого вещества (1914). Живописные интересы группы были сфокусированы на примитивизме и архаике. Это стало основой сближения «СМ» с литературным объединением «Гилея», в т.ч. с В. Хлебниковым (1913). Мультимедийность и интерактивность изначально отличали действия «СМ»: художники создают театр-раешник, позволяя зрителям вторгаться в действие («Хоромные действа», 1911); инициируют проведение диспутов о новейшем искусстве и литературе (1912-1913). Вместе с тем «СМ» был присущ и системный подход к работе в области культуры: меценат «СМ» Л.Жевержеев с помощью В. Матвейса строит планы создания первого в России музея нового искусства (1910); во 2-м сборнике «СМ» издается перевод манифеста футуристов, сделанный В. Бубновой, и статья В. Матвейса «Принципы нового искусства» (1912). Широкий спектр понимания задач новейшей культуры, несмотря на немногочисленность выставок (5 с 1910 по 1914-й), делает «СМ» структурообразующим для всего движения русского авангарда 1910-х годов.

«Новые художники» (1982-1987) за пять лет из мобильной дружеской группировки авангардистов создали молодежное движение со своими фильмами, музыкой и правилами поведения. История группы начинается с акции «Ноль-объект», которая, по словам Т.Новикова и И.Сотникова, представляет «давно не существующие рамки авангарда». «Ноль-объект» — дыра в выставочном стенде, в которой художники сфотографировались, прикрепив к ней этикетку, — символизировал сквозной проход авангарда из истории 1910 годов через новое-старое искусство к искусству новейшему. Наряду с многочисленными выставками в квартирной галерее «АССА» (около 20-ти), «НХ» устраивали театральные перформансы (первой стала постановка «Балета трех неразлучников» Даниила Хармса в 1984-м), показы альтенативной моды, снимали кино и анимационные фильмы. «НХ» сразу внедрились в рок-движение (Г.Гурьянов и В. Цой действуют как художники «НХ» и основатели «Кино» (1984), С.Бугаев сотрудничает с С.Курехиным (1985)), а также в музыку нового поколения (группа «Новые композиторы», 1983). При созданном «НХ» Клубе друзей Маяковского есть литературная секция (1986); издается журнал «Новость» и авторские книги; популярен мэйл-арт Вад.Овчинникова. Теория «НХ», сформулированная Новиковым в 1985-1987 годах, базируется на авангардном всёчестве и методе «перекомпозиции», который развивает экологическое производство нового искусства из старого, создание пере-, то есть сверх/искусства. Эстетика «дикости» в исполнении ее гениев О. Котельникова и И. Сотникова делает «НХ» не зависимыми в своей живописной практике от советских обстоятельств (они используют все материалы и поверхности), а также сближает «НХ» с параллельными художественными движениями в США и Европе. В 1989 «НХ» создают Пиратское телевидение, открывая историю видеоарта в России. Дар коллекции живописи «НХ» ГРМ в 1991 году позволяет музею возродить Отдел новейших течений и продолжить собрание авангарда ХХ века.

Дата публикации:
Категория: Анонсы
Теги: ВыставкиЖивописьМузей петербургского авангардаСовременное искусство