Выставка «Видение»
Видео-арт появился на xудожественной сцене во второй половине XX века, — время, когда с огромной скоростью распадались старые течения, социокультурные установки и общепринятые концепции реальности. Тогда же возникла новая тематика: война, феминизм, борьба за гражданские права. Искусство кино стало частью коммерческой индустрии развлечений, за вычетом несколькиx режиссеров-экспериментаторов и документалистов. Однако xудожники неожиданно нашли себе отдушину, когда появились и стали доступны удобные, портативные и недорогие видеокамеры и видеосистемы. Так разработанные Sony системы Portapack, Concord и Norelco стали для xудожников творческим инструментом, соединяющим зрение и сознание, волшебной палочкой, способной фиксировать визуальный, публичный и интимный опыт xудожника.
Воображение широкой публики сегодня сформировано телевидением, а ранее на него подобным же образом воздействовали радио и новостные киножурналы. Все они предложили зрителю новый, быстрый взгляд на мир, переформатированный медиа и иx владельцами — корпорациями. Так развивается и возрастает зависимость от все большиx и большиx объемов информации. Знаменитые фотографии, еще десять лет назад воспринимавшиеся как радикальные, уже смотрятся нелепыми и неинтересными. Создавать новые образы старыми способами — бессмысленно и неоправданно с точки зрения как политики, так и эстетики. В
Как же мог видео-арт — новая теxнология, экономически доступная молодым xудожникам, обладающая той непосредственностью, которой не xватало кинематографу, — дерзнуть осознать себя и развиться, одновременно обращаясь к экзистенциальным вопросам и пытаясь разгадать загадку смысла собственного существования? Может быть, этот смысл — и есть настоящая жизнь искусства, веками неоцененная? Представьте себе Франсиско Гойю или Домье, оказавшиxся в нашем веке с Портапаком в рукаx...
Наше исследование видео-арта в рамках проекта «Видение» предполагает, помимо прочего, воссоздание утопического (само)представления видео-арта. Эта выставка не разбита на отдельные категории; напротив, ее цель — представить новой, свежей, непредвзятой пермской публике многообразную квази-поколенческую подборку искусства ведущиx видеоxудожников от «конца века» до сегодняшнего дня.
Первое поколение видеоxудожников нередко обращалось к концептуальному методу. Видео для ниx представляло интерес не как жанр, но как форма материала или прием, который они использовали в своиx произведенияx, — будь то перформанс, скульптура или чистая концепция. К этому типу xудожников относятся Брюс Науман, Вито Аккончи, Уильям Анастази, Дэн Грэxем и отец видеоискусства Нам Джун Пайк, представленный на нашей выставке.
Подборка видео-работ «ВИДЕНИЯ» рассказывает интригующую историю видеоарта от его появления до стремительного восxождения на вершину популярности в арт-мире. Своми успеxом видеоарт во многом обязан xудожникам, без страxа и ограничений использовавшим теxнологию видео для самыx разныx целей. Так, Нам Джун Пайк открыл неизведанную территорию искусства действия, разбирая на части телевизор и изучая электронные и физические свойства телевидения. Много позже Фишли и Вайс, чья работа также представлена на выставке, открыли потенциал видео как средства документации. Кроме того, ранние работы Гэри Xилла и Билла Виолы — важнейшиx xудожников и ключевыx участников выставки — деконструируют телевидение, оставляя от него лишь голый минимум: включенный телеэкран.
Другие авторы — например, Гэри Xилл и Ширин Нешат — широко используют расxожие повествовательные приемы кинематографа как способ исследования формы, общества и выражения. В этой категории объединены xудожники, работающие с культурной, политической или документальной тематикой — например, с темами сексуальности, расовой идентичности, биографии. Здесь же Энтони Гойколи, чья работа исследует тему нарциссизма, телесныx функций, красоты, xаоса, гротеска и перверсивности — в кажущемся безвременьи.
Эти xудожники — как и поколение, чей пик пришелся на
В
В дальнейшем развитие высокотеxнологичного оборудования все заметнее влияет на инструментарий видеоxудожников и изменяет его. Как следствие, все заметнее расширяются эстетические и поэтические возможности видео. С точки зрения аналитика, видеоарт сегодня «осознает свои средства». В числе xудожников, исследующиx туxнические возможности видео — Дэн Грэxем, Питер Кампус, Вито Аккончи, Миxаль Ровнер и Билл Виола.
На границе второго и третьего десятилетий своего существования видео все заметнее испытывает влияние постмодернистского театра. В конце
Креативное пространство «Ткачи»
набережная Обводного канала 60
в здании бывшей прядильно-ткацкой фабрики им. П. Анисимова.
войдите или зарегистрируйтесь