Выставка: «Архитектура теней»

С 29 июня по 15 июля 2010 года Музей В. В. Набокова приглашает на выставку петербургского фотографа Полины Леви «Архитектура теней».

Полина Леви родилась в 1972 году в Ленинграде. Живет и работает в Санкт-Петербурге. В 1997 году закончила Российскую Академию культуры по специальности «социология культуры». В 2000-2002 году училась на Факультете фотокорреспондентов при Санкт-Петербургском Доме журналистов. Параллельно обучалась в киношколе «Кадр» на Ленфильме и Балтийской школе фотографии.

Профессиональный фотограф. Работает в области пейзажной, портретной и театральной фотографии. Сотрудничает со многими театрами Санкт-Петербурга, имеет многочисленные публикации в различных российских и зарубежных изданиях, таких как: «Dance perfomance», «Петербургский театральный журнал», издание Мариинского театра «Звезды Белых ночей», «Город», «Пульс», «Российская газета», «Санкт-Петербургские ведомости» и др.

Архитектура теней. О фотографиях Полины Леви

Черно-белая фотография сегодня — однозначно ретро и синоним художественности. Она ценится утонченными эстетами, смакующими благородный серебристый тон, графику пятен, бархатистость фактуры, влитую амальгаму изображения, наконец, особое, ни с чем несравнимое переживание временной дистанции глубины прошедшего, недостижимой в цвете. Все это есть в фотографиях Полины Леви, мастерски и виртуозно работающей с ч/б, использующей богатый арсенал выразительных возможностей в технике, приемах, мотивах и жанрах изображения.

Фирменной чертой ее работ являются глубокие, проработанные контрасты тона, напряженная сумеречность и сгущенность изображения, за которым реальный жизненный мотив, выхваченный подчеркнуто фрагментарно. Хотя на первый взгляд эти фотографии кажутся абстрактной графикой, говорящей на языке четких форм и чеканных ритмов, в приближении мы видим фактурную предметность самой поверхности — будь это каменная плита, оштукатуренная стена, асфальт или железо. Отвлеченная геометрия строгих линий создается с помощью резких, подчиняющих все своей логике теней — в городе, в архитектурной среде это создает эффект подчеркнутой ясности, усиленной многократным повторением одного и того же мотива — серийность форм, и отсюда завораживающий ритм, властная организация пространства.

Подобные приемы на первый взгляд отсылают к эстетике конструктивизма — к фотографиям Александра Родченко, однако в итоге создается все же образ иной содержательной и эмоциональной наполненности. Фотографии двадцатых волевым революционным методом преобразовывали реальность, буквально конструируя ее, подчиняя ее бешеному ритму времени. Геометрия линий призвана была динамизировать пространство, починить его жизнеутверждающей строительной силе.

Здесь же, наоборот, при внешней формально-стилистической схожести, лейтмотивом всех снимков является состояние покоя, остановившегося, заснувшего времени, погруженности в идеально построенное пространство, где солнечный луч замер на разогретой поверхности. При этой выключенности из реальности игра света и теней создает подчеркнуто отстраненный эффект минималистически организованного орнамента, усиливая созерцательность состояния — погружения в мир, где все остановилось и замерло. Наш взгляд как бы зависает между завораживающим волшебством, магией изысканного абстрактного узора и узнаваемым вслед за ним предметным мотивом реального трехмерного пространства, тянущего образный ряд ассоциаций, отсылающих к памяти места.

Между провалами в черноту тени и светом и проходит граница, актуализирующая нашу память и делающая образы различимыми во времени и в пространстве — именно этот единый для фотографии и мнемоники принцип запечатления выявлен здесь с подчеркнутой ясностью.

Глеб Ершов

Дата публикации:
Категория: Анонсы