Выставка «Viva Familia»

Государственный музей истории Санкт-Петербурга при поддержке Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга.

Выставка «Viva Familia» из цикла «Петербургские семьи» посвящена петербургской художественной династии Харшаков-Корниловых. Экспозиция познакомит посетителей с деятельностью Петра Корнилова (1896–1981) — искусствоведа, заведующего отделом графики Русского музея, зав.кафедрой истории искусств Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной и творческими работами Александра Харшака (1908–1987), Игоря Корнилова (1926–1987), Андрея Харшака, Наталии Корниловой, Мити Харшака и Алисы Харшак. Выставка приурочена к шестидесятилетию Заслуженного художника Российской Федерации, известного петербургского графика, Андрея Харшака.

Торжественное открытие выставки для прессы и гостей состоится 4 июня (пятница) в 17:00. На открытии присутствуют художники Андрей Харшак и Наталия Корнилова, Митя Харшак, Алиса Харшак, почетные гости.

Выставкой «Viva Familia», посвященной творческому пути в изобразительном искусстве нескольких поколений династии Корниловых-Харшаков, Государственный музей истории Санкт-Петербурга продолжает серию выставок из цикла «Петербургские семьи».

Основатели династии — историк искусства Петр Евгеньевич Корнилов и художник Александр Исаакович Харшак познакомились в графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (ВАХ), которой тогда руководил П. А. Шиллинговский. П. Е. Корнилов, возглавлявший во второй половине 1930-х годов Кабинет графики при Научно-исследовательском институте ВАХ, имел большой опыт музейной работы и впоследствии стал одним из главных авторитетов в области графического искусства, педагогом и организатором многих начинаний в художественной жизни Ленинграда. А. И. Харшак, чьи произведения стали классикой изобразительного искусства советского периода, пришел в Академию, чтобы совершенствовать свое мастерство после окончания Художественно-промышленного техникума. И сейчас в семье среди многих реликвий бережно хранится нагрудный знак об окончании Императорской Академии художеств, принадлежавший П. А. Шиллинговскому. Мэтр подарил его своему младшему другу — Петру Евгеньевичу, а тот, в свою очередь, Александру Исааковичу — в память о любимом Учителе. В 1947 году, когда у каждого за плечами были тяжелейшие испытания войной и блокадой, П. Е. Корнилов рецензировал дипломную серию офортов А. И. Харшака «В борьбе за Ленинград», благодаря которой художник уверенно вошел в искусство.

Сын П. Е. Корнилова Игорь Петрович Корнилов закончил архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, впоследствии преподавал в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной, где вместе с И. А. Ваксом и Л. С. Катониным активно занимался разработкой системы профессионального образования в области дизайна.

Две известные в художественном мире фамилии объединились в 1973 году благодаря семейному союзу художников-графиков Наталии Корниловой и Андрея Харшака.

Поводом для выставки «Viva Familia» послужило предстоящее в июне шестидесятилетие Андрея Харшака, художника, чьи творческие интересы не ограничиваются непосредственно графикой. Он автор многих научных публикаций, преподаватель, организатор художественных выставок. Активно действующий художник, он мог бы представить обширную персональную экспозицию к юбилейной дате, однако Андрей и Наталия решили, что показ культурных истоков как фундамента их достижений будет более значимым событием. Н. И. Корнилова и А. А. Харшак — представители одной школы, они закончили графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина по мастерской книжной иллюстрации под руководством профессора Г. Д. Епифанова. Тем не менее их творческие методы очень сильно различаются. А. А. Харшак идет от конкретики, от всестороннего изучения материала, от реальности любых изобразительных элементов, в то время как Н. И. Корнилова — художник импульсивно-импровизационный. Ее сюжеты можно было бы охарактеризовать как театральную фантасмагорию, в какой бы технике она их ни воплощала, будь то рисунок, акварель, монотипия или офорт.

Все представители старших поколений династии получили образование в Академии художеств. Выпускником Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии стал сын А. А. Харшака и Н. И. Корниловой Митя Харшак, сейчас он преподает там же на кафедре теории и истории искусства и архитектуры, которую много лет возглавлял его прадед — Петр Евгеньевич Корнилов. Деятельность Мити как дизайнера-практика очень многогранна. Он учредитель и главный редактор журнала «Проектор», фотограф-краевед, фиксирующий исчезающие детали городской среды, пишущий искусствовед и, конечно же, дизайнер-график. Митина дочка Алиса — самый младший участник выставки.

Выставка «Viva Familia» подтверждает значимость художественных династий в общественно-культурной жизни Санкт-Петербурга и еще раз показывает, как чувство исторической памяти и династические корни теснейшим образом переплетаются с современными достижениями в самых различных сферах художественной теории и практики.

Выставка открыта для посетителей с 5 июня по 22 июня
С 11:00 до 18:00 (выходной — среда)
Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Петропавловская крепость, Невская куртина

Дата публикации:
Категория: Анонсы
Подборки:
0
0
3210
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь