Петер Фришмут, Berlin Kreuzberg S036. Виталий Смирнов, Берлин 2009. Шрам

Лофт-проект «Этажи» и Генеральное Консульство Германии представляют с 9 по 19 ноября в пространстве «Белый Зал» две выставки, посвященные двадцатилетию падения Берлинской стены, «Berlin Kreuzberg S036» Петера Фришмута и «Берлин 2009. Шрам» Виталия Смирнова.

Куратор проекта: Александр Китаев

Открытие выставки: 9 ноября в 16.00 часов. Участники: Виталий Смирнов, Александр Китаев; «Музыка времени перемен» — составитель Анди Тайхманн; показ короткометражного фильма «Падение Берлинской стены: как это было».

Закрытие выставки: 19 ноября в 19.00 часов. Программа: Встреча с Петером Фришмутом, Виталием Смирновым и Александром Китаевым с последующим приёмом в сопровождении ди-джея Георгия Гурьянова. Дискуссия о падении Берлинской стены, участники: Смирнов Виталий, Петер Фришмут, Генеральный консул Германии.

В истории человечества примеров возведения стен — несть числа. Казалось бы, к 20 веку тщетность попыток сдержать бег времени, отгородив что-либо от внешних воздействий, очевидна. Ибо история показывает, что нет ни одной стены, которая хоть что-то достаточно долго удержала. Однако политики с завидным упорством наступают на одни и те же грабли. Им кажется — стоит поставить забор или выставить блок-пост, заглушить радиостанцию или блокировать интернет, и брат перестанет общаться с братом, любимый с любимой, наш с не нашим.

Берлинская стена — мрачный символ «холодной войны» — простояла 28 лет. Строгие историки утверждают, что тогда, в 1989 году, было немало противников обрушения стены, как в самой Германии, так и среди политиков ведущих Западноевропейских стран. Но стремление разделенного народа стать единым было так сильно, что ее разрушение остановить было невозможно. Строгие статистики утверждают, что сегодня 15 % немцев желают восстановления стены, мотивируя это тем, что за ней жилось лучше. Но возвести ее вновь уже невозможно. Где истина и кто прав? Бог весть! Во всяком случае, творческие высказывания двух фотографов на примере Стены — гамбургского Петера Фришмута (Peter Frischmuth) и петербургского Виталия Смирнова — их частная инициатива, а не государственный заказ, поэтому не станем больше говорить о политике.

В 1982 году, работая над дипломом, студент технического колледжа из Дортмунда Петер Фришмут сделал серию фотографий в западноберлинском районе Кройцберг. Окруженная с двух сторон Берлинской стеной небольшая территория в восточной части этого округа в то время представляла собой центр альтернативных движений и сквоттинга. В 2006 году, уже именитым фотографом, Фришмут вновь приехал в этот район и с того же ракурса снял те же места и сюжеты, но уже в объединенном городе. Незатейливый и давно освоенный фотографами прием «было — стало» в исполнении немецкого мастера обрел неожиданную убедительность и наглядность в показе радикальных изменений, произошедших в некогда маргинальном районе разрозненного города. Срез времени усилен и выбором чисто фотографических средств — старый мир был черно-белым, и не только благодаря господствовавшей тогда фототехнологии, но и в силу лишенной компромиссов идеологии. Стал — цветным и многополярным.

В отличие от выставки «Берлин S036» Фришмута, которая при поддержке немецких властей совершает мировой тур и побывала уже во многих городах и весях, экспозиция «Берлин 2009. Шрам» Смирнова — премьерный показ. Виталий Смирнов впервые оказался в столице объединенной Германии спустя 20 лет после падения стены. Русский художник не мог не рефлексировать на тему рубцующегося на теле Берлина шрама, некогда маркировавшего границу идеологических концепций. Фотограф не мог промолчать, потому что в его исторической памяти коренного петербуржца тоже жила стена. Противотанковые рвы и окопы, окружившие Ленинград в 1941 году, ровно за 20 лет до возведения стены Берлинской. Эта линия былого противостояния тоже маркирована — мемориалами и братскими могилами павших защитников города. Глаз профессионального архитектора не мог не заметить, как в заново отстраивающемся городе под слоем новых архитектурных объектов зарастает рубец заживающей раны. В своем проекте, так же, как и его визави Петер Фришмут, Смирнов усилил эмоцию цветом, вручную раскрасив на традиционных черно-белых фотографиях старую демаркационную линию.

Два художника родились по разные стороны «железного занавеса», но оба своими творческими проектами призывают к размышлению о меняющемся мире. Во времена «холодной войны» трудно было представить русского фотографа-художника, разгуливающего по Западному Берлину и снимающего Берлинскую стену. Не менее трудно было тогда представить западногерманского фотографа-репортёра, снимающего в социалистическом Ленинграде Зелёный пояс Славы, сооруженный на рубежах битвы за Ленинград 1941—1944 гг. Теперь трудно себе представить, что это было невозможно. Лишь давние фотографии и произведения современных художников красноречиво свидетельствуют — это было. И напоминают о двадцатилетии с момента окончания ещё одной войны.

А. Китаев. 2009

Лофт-проект «Этажи», пространство «Белый Зал»
Лиговский пр., 74, +7 (812) 458-50-05
www.loftprojectetagi.ru

Дата публикации:
Категория: Анонсы
Теги: выставкаЛофт Проект ЭТАЖИФотография