Выставка к 175-летию со дня открытия Александровской колонны

«Восьмое чудо света»

В экспозиции будут представлены 35 литографий, выполненных в начале XIX века французскими мастерами по авторским листам Огюста Монферрана.

Выставка открыта по 23 сентября 2009 г.
  • АДРЕС: Невский проспект, 179/2, лит. А.
  • Ст. метро «Площадь Александра Невского).
  • e-mail: arthall@gmgs.spb.ru
  • т/ф.: 274 25 79

СПБ ГУ «Государственный музей городской скульптуры»

«АЛЕКСАНДРУ I-му БЛАГОДАРНАЯ РОССИЯ»

О. Монферран

«Колонна Александровская будет единственная и не уподобляемая никакому известному памятнику»

РАЗМЕРЫ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ КОЛОННЫ

  • Высота колонны (с пьедесталом и статуей) — 47,5 м
  • Длина фуста (ствола) колонны — 27,5 м
  • Нижний диаметр колонны — 3,5 м; верхний диаметр — 3,15 м
  • Высота статуи Ангела — 4,3 м
  • Размеры горельефов — 5,24 × 3,1 м
  • Вес ствола колонны — 560 т

САМЫЕ ВЫСОКИЕ КОЛОННЫ ЕВРОПЫ

  • «Монумент», в память пожара 1666 г. Лондон. Англия. 61 м
  • Колонна Великой Армии. Булонь-сюр-мер. Франция. 53 м
  • Июльская колонна на площади Бастилии. Париж. Франция. 52 м
  • Колонна Нельсона на Трафальгарской площади. Лондон. Англия. 51,5 м
  • Александровская колонна на Дворцовой площади. Санкт-Петербург. Россия 47,5 м
  • Вандомская колонна. Париж. Франция. 44 м
  • Колонна герцога Йоркского. Лондон. Англия. 37,7 м
  • Колонна Траяна. Рим. Италия. 38 м
  • Колонна Марка Аврелия. Рим. Италия. 32 м

ХРОНИКА СООРУЖЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ КОЛОННЫ

1814

31 марта, в полдень, войска союзников (Россия, Пруссия, Австрия) во главе с российским императором Александром I совершили триумфальное вступление в Париж.

15 апреля — Комиссия Правительствующего Сената предлагает «искуснейшим художникам... сочинить проект памятника, который бы передал дальнейшему потомству сию важнейшую и единственную для России эпоху». Предполагалось начать всенародный сбор пожертвований на сооружение такого памятника, но Александр I счел этот проект несвоевременным.

1825

19 ноября — смерть Александра I в Таганроге.

4 декабря — Правительствующий Сенат предлагает открыть всенародную подписку на сооружение памятника Александру  I. Император Николай I объявляет, что памятник будет воздвигнут под его личным попечением.

Строительство памятника обошлось в 2 825 798 рублей 34 копейки

1829

Объявлен конкурс на проект памятника, место которому было назначено на Дворцовой площади. Первоначальный проект О. Монферрана, предполагал сооружение обелиска на постаменте высотой 111 футов (33,8 м).

Гранитный монолит весом около 35 тыс. пудов (560 т) архитектор выбрал на каменоломнях в карьере Пютерлакс, где вырубали 48 колонн для Исаакиевского собора.

По предложению Николая I форма обелиска заменена на колонну.

Уникальность проекта Монферрана состояла в том, что фуст колонны был изготовлен из цельного камня (колонна Траяна в Риме, Вандомская в Париже, «Монумент» в Лондоне сложены из каменных блоков, полые внутри). Самый высокий в мире обелиск из гранитного монолита «Игла Клеопатры» в Лондоне имеет высоту 20,88 м и вес 189,35 т

29 сентября — организация работ возлагается на Комиссию по строению Исаакиевского собора (председатель — граф К. И. Опперман, с 1831 г. — граф Ю. П. Литта). Повелено «вынуть на пютерлакской каменоломне камень большой соразмерности и доставить его в Петербург».

Ноябрь-декабрь — рытье котлована под фундамент: 578 куб.саженей (5613 куб.м).

Декабрь — начата забивка свай: по 9 на квадратную сажень. Длина сваи — 3 сажени (6,4 м).

11 декабря — торги на устройство фундамента. Все дальнейшие работы по камню, включая вырубку, доставку и обработку гранитных блоков осуществлялись каменщиками по подрядам мастеров В. А. Яковлева и С. В. Колодкина. Камень добывали у Пютерлакской мызы Кюменгородского уезда Выборгской губернии, в 160 верстах водного пути от Петербурга.

1830

Февраль-март — по предложению профессоров Академии художеств решено «для обогащения верхней части колонны монумента прибавить вверху оной фигуру, поддерживающую крест».

31 марта — закончено битье 1189 свай под фундамент.

5 апреля — О. Монферран и Д. Скотти начинают работу над рисунками барельефов на сторонах постамента.

Апрель-октябрь — укладка гранитных блоков фундамента, в 15 рядов, суживающихся от квадрата со стороной 22 м до 12 м в верхнем ряду.

12 сентября — Монферран разрабатывает проект скульптурного завершения колонны.

18 ноября — контракт с купцом Громовым о постройке судна для перевозки гранита. Строительство осуществлялось на верфи у Смольного монастыря по проекту инженера Глазырина.

19 ноября — торжественная закладка памятника. В ковчег фундамента положены: памятная медная доска, платиновая закладная медаль, 67 медалей, выбитых в царствование Александра I и 37 золотых, серебряных и медных монет царствования Александра I и Николая I.

Декабрь — к работе над скульптурой Ангела с крестом приступают С. И. Гальберг и Б. И. Орловский.

1831

21 февраля — Николай I, осмотрев предложенные архитектором рисунки для постамента, решил, что изображение современного оружия должно быть заменено на древнерусское.

12 марта — рисунки утверждены, но работа над барельефами, из-за сложностей с оформлением контракта, была начата лишь в следующем году.

Май — начало работ по отделению гранитного монолита от скалы, по методу С. К. Суханова. На выломке было занято от 300 до 400 человек.

6 июня — спущен на воду бот «Святой Николай», на котором перевозился гранит из Пютерлакса.

19 сентября — колонна отделена от скалы.

20 октября — 9 ноября — перевозка морем камня для цоколя (субасемента), выломанного в Летцарме в 5 верстах от Пютерлакса, и 6 гранитных блоков для постамента в Петербург. Камни доставлены на Дворцовую площадь, где начата их обработка.

1832

3 февраля — в Пютерлаксе начата обтеска и полировка ствола колонны.

5 марта — на Дворцовой площади закончено устройство лесов для установки постамента.

7 апреля — скульпторы И. И. Леппе и П. В. Свинцов начинают лепку барельефов по утвержденным рисункам. Первый барельеф закончен в глине 2 июля.

9 апреля — закончено сооружение постамента из 8 гранитных блоков, высотой 32 фута (9,7 м), общим весом 22400 пудов (358,5 т).

6 июня — подрядчик Г. Косарин начинает устройство лесов на Дворцовой площади для установки колонны.

9 июня — начало работ по погрузке ствола колонны на судно. Расстояние от каменоломни до пристани (91,5 м) преодолено за 10 дней.

15 июня — закончена обработка гранитного ствола.

19 июня — начало погрузки ствола колонны на судно.

28 брусьев, по которым с помощью воротов камень поднимали на борт, переломились, и колонна, зацепившись за борт, накренила судно. Двое суток колонну удерживали на канатах 300 нижних чинов с унтер-офицерами местного гарнизона и инженерной команды.

21 июня — погрузка успешно завершена.

26 июня — модель скульптуры, выполненная Б. И. Орловским, осмотрена Николаем I, выразившим пожелание, «чтобы лицо Ангела походило на Александра».

1 июля — судно с колонной пришло в Петербург и встало у деревянной пристани, специально для этого построенной у Дворцовой набережной.

12 июля — колонна по настилу из 35 балок выкачена на набережную. В работах участвовало 768 человек.

Леса по обе стороны постамента занимали площадку 37×37 кв.м, с высотой 10 м. От места, где лежала колонна, к ним была построена бревенчатая дорога, переходившая в пандус длиной 149 м футов и шириной 30,5 м, с высотой 10,6 м. Общее расстояние до лесов составило 256 м, которые колонна прошла за 9 дней.

28 августа — репетиция подъема ствола колонны, поднятого при помощи воротов на 20 футов.

30 августа — подъем и установка ствола Александровской колонны. Монолит поднимали при помощи 60 воротов, при каждом из которых находилось 29 человек. Всего в работах принимало участие 1740 нижних чинов и унтер-офицеров, 315 десятников и рабочих, 25 сторожей и 10 специалистов — 2090 человек.

Работы по установке гранитного монолита были закончены за 1 час 40 минут. Император, присутствовавший на площади, вместе с 10 тысячами зрителей, сказал Монферрану: «Вы себя обессмертили».

19 октября — начато изготовление бронзовой капители, на стороне которой начертано «Зодчим Августином Монферрандом».

1833

Март-октябрь — работы по гранитному завершению колонны.

29 марта — Монферран представляет новый проект скульптурного завершения с двумя фигурами ангелов, поддерживающих крест.

12 апреля — на рассмотрение предлагаются пять вариантов: с одной или двумя фигурами (Б. И. Орловский); с фигурами Александра Невского или Архангела Михаила (И. И. Леппе); с фигурами, символизирующими Веру, Надежду и Любовь (Т. Жак).

22 апреля — Совет Академии художеств выбирает вариант однофигурной композиции: Ангел с поднятой рукой, попирающий Крестом змея, свернувшегося у ног.

Профессор Н. И. Уткин: «Фигура Ангела с крестом, которым попирается у поножия вражда и злоба, изображает разительную мысль — СИМ ПОБЕДИШИ».

16 мая — закончена лепка в глине четвертого барельефа для постамента.

25 мая — начаты работы по установке гранитных ступеней.

26 апреля — 31 августа — отливка барельефов в бронзе на заводе Ч. Берда.

На северной стороне, обращенной к Зимнему дворцу, надпись «АЛЕКСАНДРУ I-му БЛАГОДАРНАЯ РОССИЯ», аллегорические фигуры Вислы и Немана (западных рубежей Российской империи), изображения щита князя Олега, шлема Александра Невского, кольчуги и шлема Ермака. На других сторонах — изображены древнеримское и древнерусское оружие и аллегории: Мир и Правосудие (западная сторона), Победа и Слава (южная сторона), Мудрость и Изобилие (восточная сторона).

Май — Б. И. Орловский начинает работу над новой моделью скульптуры Ангела. Им было выполнено 14 вариантов в разных размерах.

1834

5 января — окончательно изготовлена гипсовая модель статуи Ангела.

24 февраля — начата отливка статуи в бронзе на заводе Ч. Берда. Отливались отдельно корпус, крест, рука и крылья. Высота статуи 6 аршин (4,3 м), вес 696 пудов 16 фунтов (11,14 т).

4 апреля — после длительных дискуссий решено отказаться от золочения скульптуры и креста.

30 августа, в праздник Святого Александра Невского, в 12 часов 30 минут памятник был открыт под залпы артиллерийского салюта. На площади были выстроены войска: 86 батальонов пехоты и 106,5 эскадронов кавалерии и 248 артиллерийских орудий. Военный парад продолжался три часа.

Декабрь — высочайше утвержден рисунок ограды по проекту О. Монферрана: 170 знаменных древок с гвардейскими орлами; столбики в виде пушечных стволов с 12 орлами и 168 копий. Ограда отлита на заводе Ч. Берда, установлена в январе 1836.

1876

У колонны установлены 4 бронзовых фонаря, выполненные по рисунку К. К. Рахау.

В советское время за памятником Александру I — Александровской колонной — закрепилось название «Александрийского столпа», как цитата из стихотворения А. С. Пушкина «Памятник». По мнению пушкинистов, «Александрийский столп» — это знаменитый Маяк в египетской Александрии, считавшийся одним из семи чудес света, и никакого отношения к Александровской колонне этот поэтический образ не имеет.

ХРОНИКА РЕСТАВРАЦИИ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ КОЛОННЫ

1835

Обнаружена трещина в одной из ступеней стилобата, гранитная ступень заменена.

1836

Для ликвидации появившихся на фусте колонны под капителью известковых потеков установлены леса, обнаружены отверстия болтов, из-за которых вода проникала внутрь капители. Отверстия заделаны свинцом, пятна смыты, проведена мастиковка гранитного фуста.

1844

Проведены «исправления в ступенях» стилобата.

1847-1850

Ежегодная частичная реставрация ступеней, тротуара, стилобата.

1862

Первая капитальная реставрация, с мастиковкой трещин на фусте и стилобате с последующей полировкой. В ходе этих работ над капителью были укреплены 4 медные цепи с кольцами, для удобства осмотра колонны без сооружения лесов.

1912

Реставрация к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 г.: мастиковка трещин, натирка гранитного ствола льняным маслом «для обновления цвета гранита».

1935-1939

Обследование колонны с целью выявления ее устойчивости. С помощью приборов установлено, что состояние колонны не вызывает опасений.

14 июля 1939

Александровская колонна, в числе наиболее значительных памятников Ленинграда, переходит в ведение организованного постановлением Ленсовета Музея городской скульптуры.

1941-1944

Александровская колонна была укрыта защитным каркасом из досок на 2/3 своей высоты.

1945

Обследование колонны с целью выявления дефектов и утрат.

1950

Первая послевоенная реставрация колонны. Работы по завершению в виде сферы и покрытию капители.

1963

Капитальная реставрация. Исполнитель: СНПО «Реставратор».

1977

Реставрация и восстановление фонарей. Укладка нового гранитного покрытия вокруг памятника.

1987

Частичная реставрация: промывка гранитного постамента, окраска торшеров, замена стекол фонарей.

1991

Обследование памятника вантовым методом (с использованием вертолета и механизмов типа «Скайлифт», без установки лесов) Исполнитель: АОЗ «Комплект» и ЛО СП «Автокомп». Был проведен отбор проб загрязнений и патины металла, фотофиксация повреждений поверхности.

1991-1992

Аварийные работы с лесов: зачеканка и герметизация швов, трещин фигуры Ангела, полусферы, цилиндрического постамента, очистка от натеком и консервация металла капители, очистка и консервация гранитного монолита.

1996-2000

Ежегодные аварийные реставрации с удалением посторонних надписей, наклеек, расчисткой и промывкой бронзовой и гранитной поверхности постамента.

2001

Обследование технического состояния колонны. Исполнитель: ЗАО «БЭСКИТ».

2002-2003

Капитальная реставрация с установкой лесов. Комплекс разносторонних исследований, в том числе рентгенофаразовый. Определены наслоения окислов и солей металлов, входящих в бронзовый сплав.

Произведено эндоскопическое исследование с помощью оптиковолоконного эндоскопа для определения конструкции крепления скульптуры Ангела. Отмечено расхождение со схемой, предложенной в проекте Монферрана.

Определены участки, содержащие хлориды меды, т.е. следы «бронзовой болезни».

С целью защиты скульптурного декора из медных сплавов от негативного воздействия атмосферно-экологического фактора применена новая методика (разработчик — реставратор 1-й категории В. Г. Сорин).

Методика предусматривала расчистку струйно-вихревым методом, дающим полную гарантию сохранения пластической авторской проработки, и плазменное напыление (слоем 100 микрон) высокодисперсного медного порошка (т.н. «жертвенный слой»). В поры слоя вводится ингибитор коррозии меди, затем напыленная поверхность покрывается слоем барьерной защиты из полимера естественного происхождения (пчелиный воск).

Выполнен ряд мер по укреплению статуи Ангела в пространстве.

Комплексная реставрация гранита: расчистка, мастиковка, шлифовка, полировка, консервация.

Реставрированы 4 фонаря.

Исполнитель: ООО «Интарсия».

2003-2004

Воссоздание исторической ограды вокруг Александровской колонны. Проектно-сметная документация разработана ПИ «Ленпроектреставрация», согласована с КГИОП. Исполнитель: ООО «Интарсия».

Дата публикации:
Категория: Анонсы
Теги: выставкаМузей городской скульптурыПетербург