Рисуем суд

Открытый конкурс работ художников, иллюстраторов и комиксистов из зала суда над Михаилом Ходорковским

Жанр зарисовок с судебных процессов, появился в середине XIX века во Франции и быстро привился во многих странах, включая Россию. История российской юриспруденции была бы неполна без рисунков Павла Пясецкого и Владимира Маковского с процесса по делу первомартовцев, без скетчей с процесса по делу Бейлиса, без графической серии «Обвинение», созданной Кукрыниксами по мотивам Нюрнбергского процесса. Зачастую один рисунок из зала суда может больше рассказать нам о прокурорах, адвокатах, судьях и фигурантах процесса, чем множество фотографий.

Судебный процесс по делу Михаила Ходорковского уже стал частью новейшей истории России и продолжает привлекать внимание общества и средств массовой информации. Процесс вышел за рамки социального явления и оказался явлением культурным, с ним уже успели поработать не только журналисты, но и художники, поэты, писатели. Сам Михаил Ходорковский, находясь в заключении, продолжает поддерживать различные культурные организации и нередко выступает в качестве журналиста.

В последнее время участники культурного процесса также становятся ответчиками в суде. Громкие судебные разбирательства все чаще вынуждают творческих людей к деятельности в формате, который для них не органичен, — выступлениям в бумажных СМИ и Интернете, написанию открытых писем. Конкурс и последующая за ним выставка — это цивилизованный и понятный способ разобраться с гетеротопией сегодняшнего российского суда и представить эти размышления зрителю, обратившись к суду над Ходорковским как к одному из важных событий современной российской действительности и как к очередному явлению в вечном взаимодействии человека и закона.

Устроители конкурса «Рисуем суд» рассчитывают, что работы художников, принявших участие в конкурсе, не просто станут очередным доказательством того, что общество по-прежнему заинтересовано исходом процесса над Михаилом Ходорковским, но создадут убедительный и достоверный образ российского суда конца нулевых.

Конкурс ставит целью дать художникам возможность выразить любую политическую, эстетическую и этическую позицию, но прежде всего — соприкоснуться в зале суда с живой реальностью судопроизводства.

Задачи проекта «Рисуем суд»

  • передать атмосферу судебных заседаний и образы ключевых участников суда (судей, обвиняемых, адвокатов, охраны и т.д.);
  • создать условия для творческой реализации художников.

Условия проекта

Участники должны посетить открытый процесс и представить на конкурс работу (работы), выполненную в одном из нижеперечисленных жанров. Работа должна быть размещена на сайте конкурса или на других конкурсных площадках в Интернете.

Авторитетное жюри, в состав которого войдут деятели искусства, а также представители СМИ и бизнеса, изберет победителей в четырех номинациях:

  • картина
  • судебная зарисовка
  • карикатура
  • иллюстрация или комикс

Специальный приз конкурса — «Выбор OpenSpace». На этот приз, предоставленный генеральным информационным партнером проекта, порталом OpenSpace.ru, могут претендовать работы из всех номинаций.

Еще один приз будет присужден работе, лидирующей по итогам пользовательского голосования.

Работы принимаются по адресу www.risuemsud.ru или www.risuem-sud.ru с 10 июля по 8 сентября.

Открытие выставки по итогам конкурса «Рисуем суд» состоится в пятницу, 11 сентября 2009 года. О месте проведения выставки будет сообщено дополнительно.

Устроители рекомендуют конкурсантам посетить открытые слушания по делу Михаила Ходорковского, которые проводятся по будням в Хамовническом суде по адресу: г. Москва, 7-й Ростовский пер., д. 21 с 11:00 до 17:00 (перерыв с 14:00 до 15:00).

Победители конкурса в четырех номинациях, а также победитель пользовательского голосования, по давней российской традиции заграничных поездок на обучение художественному мастерству, на неделю отправятся в Нью-Йорк.

История жанра

У судебных художников всегда было много работы: сначала за отсутствием фотографии, потом за недозволенностью ее в залах судебных заседаний, а потом — просто потому, что рисунки из зала суда нередко говорят больше, чем фотографии. Сейчас расцвет жанра миновал — спад начался после того, как в конце 1970-х суд во Флориде постановил, что в американских залах суда допустима фотосъемка. Однако и по сей день суд часто не готов рискнуть превращением процесса в реалити-шоу и фоторепортеры допускаются в залы заседаний не всегда. Порой судебный художник работает в паре с судебным репортером, который выбирает, какую сцену художнику надлежит изобразить, но «желтого» репортерства в судебном рисунке практически не бывает — профессия не та. Очень деликатная работа. Легко понять, почему она предпочтительнее судебной фотографии.

Судебные художники пользуются разной техникой — от карандашных набросков до акварели. И с точки зрения жанров судебный рисунок тоже разнообразен — от портретов до бытовых сцен. Судебную живопись и судебное рисование объединяют не техники и жанровые нюансы, а обстоятельства рисования и определенным образом устроенный глаз, способный уловить и запечатлеть мимолетное.

Историю судебного рисунка можно, пожалуй, отсчитывать с Оноре Домье и его серии литографий «Служители правосудия» (1835-1848).

В России (потом в СССР, потом опять в России) художников начали допускать к работе в судах в середине XIX века. На процессе по делу первомартовцев в 1881 году рисовали врач и путешественник Павел Пясецкий, художник-передвижник Владимир Маковский и полицейский художник А. Насветевич. Сохранились зарисовки с судебного процесса по делу Бейлиса.

Знаменитая картина маслом «Конец. Последние часы в ставке Гитлера» Кукрыниксов и их графическая серия «Обвинение» (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе) создавались по мотивам того, что художники увидели и услышали на суде над нацистскими преступниками. Рисовал нюрнбергских фигурантов и карикатурист Борис Ефимов («Нюрнбергская серия»).

В США своими судебными рисунками известны десятки крупных художников.

Американский художник-иллюстратор Лео Хершфилд (1904-1979) работал на процессах «Чикагской семерки», обвиненной в заговоре с целью мятежа; «Хэррисбёргской семерки» и «Гейнсвиллской восьмерки», выступавших против войны во Вьетнаме, а также на судебных заседаниях по делам педиатра и правозащитника Бенджамина Спока; Уильяма Кэлли, приговоренного к каторге за бойню во вьетнамской деревне Милай; Клея Шоу — единственного обвиняемого по делу об убийстве президента Джона  Ф. Кеннеди; Джека Руби, обвиненного в убийстве Ли Харви Освальда; Артура Бремера, которого судили за покушение на убийство кандидата в президенты Джорджа Уоллеса; Джеймса Эрла Рея, убийцы Мартина Лютера Кинга-мл. и др.

Известный художник комиксов Дик Рокуэлл (1920-2006) рисовал на процессах по делам леворадикальной партизанской организации Weather Underground и Black Liberation Army.

Журналистка и художница Розали Риц (1923-2008) рисовала на процессах Патти Хёрст, примкнувшей к леворадикальной организации «Симбионистская армия освобождения»; на процессах убийцы сенатора Роберта  Ф. Кеннеди, Сирхана Сирхана; на суде по делу Чарли Мэнсона и на процессе «черных пантер» — Анджелы Дэвис и Хьюи П. Ньютона. Вместе с ней Чарли Мэнсона, Патти Хёрст и Сирхана Сирхана рисовал Билл Линьянте.

Полетт Фрэнкл работает в суде по сей день; помимо прочих, она изображала процесс по делу об убийстве владельца казино Теда Биниона, суд над американским юристом и правозащитником Дж. Тони Серра и над Элли Неслер, убившей педофила, угрожавшего ее шестилетнему сыну.

В 2005 году на Международной художественной ярмарке «Арт Moсквa 2005» на стенде галереи «Ковчег» состоялась выставка художника Павла Шевелева «Рисунки по делу» — зарисовки из Мещанского суда, где рассматривалось дело Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Когда в интервью «Новой газете» художника спросили, что показалось ему наиболее интересным, Шевелев ответил: «Наиболее интересным было то, что в Москве 50 тысяч художников, но ни одному не пришло в голову рисовать этот процесс. И пять миллионов людей, которые сюда не заходят».

Организаторы конкурса — Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова и Sergey Kuznetsov Content Group

Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова был учрежден международной неправительственной организацией «Фонд Андрея Сахарова — Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова» в 1996 году. Музей и общественный центр содействует сохранению исторической памяти о десятках миллионов жертв политических репрессий и преступлениях советского режима и упрочении в современной России ценностей открытого, демократического общества и государства. В постоянной экспозиции Музея — выставки «Мифология и идеология СССР», «Политические репрессии в CCCP», «Путь через ГУЛАГ», «Сопротивление несвободе в СССР» и «Андрей Сахаров. Личность и судьба». Музей регулярно проводит временные выставки, круглые столы, семинары и дискуссии, а также занимается исследовательскими программами и проектами, выступая культурной и общественно-правовой организацией одновременно.

Компания Sergey Kuznetsov Content Group с 2004 года занимается разработкой контента и поддержкой интернет-сайтов, в том числе ряда благотворительных, а также продвижением в социальных средах. Проекты компании отмечены профессиональными наградами и занимали первые места в рейтингах популярности интернет-сайтов. Компания сотрудничала и продолжает сотрудничать со множеством некоммерческих организаций, в том числе с фондом AVI CHAI, British Council, «Трансатлантические партнеры против СПИДа», «Российское медиа-партнерство против СПИДа» и др. 

Генеральный информационный партнер — OpenSpace.ru

Интернет-портал OpenSpace.ru был запущен компанией «Артмедиа Груп» в 2008 году. Сегодня это единственный в Рунете универсальный тематический ресурс, который живым языком рассказывает об актуальных событиях из мира кино, музыки, театра, литературы, искусства, медиапространства, а также общества в России и за ее пределами. По оценкам Gallup Media, ежемесячный охват аудитории OpenSpace.ru составляет более 900 тысяч уникальных пользователей. Авторы OpenSpace.ru — признанные специалисты в своих областях, без преувеличения лучшие люди в профессии. Поэтому их мнение, выраженное на сайте, неизменно вызывает резонанс и видимым образом меняет картину окружающей нас живой действительности.

Дата публикации:
Категория: Анонсы
Теги: Михаил ХодорковскийОпенспейсСергей Кузнецов
Подборки:
0
0
3470
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь