Проект «Имеет значение» в рамках Нон/Фикшн

27 ноября 15.00 «Зал Наблюдателя» ЦДХ (Крымский вал 10) — презентация проекта для педагогов. Кристина Гамсторп, «Форум живой истории» (Швеция)

28 ноября 15.00 «Зал Наблюдателя» ЦДХ (Крымский вал 10) — презентация-тренинг для школьников с участием педагогов. Мария Филиппенко, педагог и журналист.



Проект в первую очередь предполагает работу в школах. В основном, работа строится следующим образом:
координаторы проекта организуют семинары и курсы для учителей. Т. о. проект занимается образованием учителей, на семинарах у них есть возможность размышлять, обсуждать проблему наблюдателя, мотивов, которые заставляют вмешиваться или не вмешиваться в происходящее. Существует педагогический материал, который учителя, уже после участия в семинарах, могут использовать в работе с учениками: фильмы на DVD , CD, плакаты и сборники упражнений. Материал разделен на 4 группы:

Общее - представление темы, ученики рассматривают свой жизненный опыт
История - внимание фокусируется на роли пассивных наблюдателей в некоторых исторических процессах (здесь отправная точка — Холокост, но речь также может идти о многом другом — например, проводятся тематические семинары о преступлениях коммунистического режима в разных странах и проч.)
Нормы - как возникают общественные нормы, как меняются и как влияют на нашу способность участвовать в происходящем
Психология - психология группы и ее влияние на действия и решения индивида

Материалы могут быть использованы учителями разных предметов — в первую очередь, гуманитарных. На семинарах для учителей также обсуждается, как использвать материалы проекта в рамках школьной программы и постепенно делать работу с учениками на тему роли свидетеля частью школьной программы.

Материал — кроме иллюстраций и фильмов — состоит из упражнений для учеников. Некоторые из них доступны в онлайновом режиме.
Пример упражнения:
один ученик рассказывает о ситуации, в которой он оказывается в роли наблюдателя ситуации несправедливости. До момента принятия решения — что делать дальше. В кач-ве опоры даются вопросы — где, когда, кто, какое время года, суток, т. д. Затем рассказ может быть зачитан другому ученику — тот моделирует продолжение, описывает развитие событий.

Другое упражнение — дискуссия в группах учеников по 4-5 человек, тема — почему мы не всегда действуем в соответствии со своими убеждениями? Можно ли научиться всегда поступать так, как действительно считаешь нужным?

Еще упражнение: что такое пропаганда? какое определение дается в словарях и энциклопедиях? как пропаганда влияет на формирование общественных норм? совместимы ли пропаганда и демократия? Ученики обсуждают это в группах по 4-5 чел., потом группы излагают друг другу результаты обсуждения.

Основная цель проекта — это дискуссия, привлечение внимания подростков к проблеме наблюдателя и его роли. По сути дела, это возможность задуматься над тем, почему в истории и в современности происходят вещи, которые впоследствии кажутся недопустимыми, но в которые по ходу дела никто не вмешивается.

Для того, чтобы проект мог развиваться у нас, нужны в первую очередь заинтересованные учителя. При наличии финансирования проекта, можно организовать обмен, поездки российских учителей на семинары и приглашение шведских лекторов сюда.

Дата публикации:
Категория: Анонсы