Встречи издательства «Амфора»: создатели энциклопедии «Адмиралъ»

Книжная и кинопремьера года

«Адмиралъ»

в «Буковеде на Восстания»

16 ноября — автор энциклопедии «Адмиралъ» Юлия Кантор

23 ноября — исполнительница главной роли в фильме Елизавета Боярская

Жизнь, история любви и военная биографии легендарного адмирала Александра Колчака.

О проекте «Адмиралъ»

9 октября в российский прокат выходит новый масштабный кинопроект — исторический фильм режиссера Андрея Кравчука «Адмиралъ» с Константином Хабенским и Елизаветой Боярской в главных ролях. Фильм повествует о жизни, истории любви и военной биографии легендарного адмирала Александра Колчака. События разворачиваются в трагический для России период с 1916 по 1920 год.

Издательство «Амфора» в партнерстве с «Дирекцией кино» специально к премьере фильма выпускает его новеллизацию, роман Елены Толстой «Адмиралъ», а также энциклопедию фильма, в которой события из кинокартины описываются историками и иллюстрируются архивными раритетами.

Новеллизация Елены Толстой «Адмиралъ»

Великие истории любви всегда привлекали к себе внимание. Трагические обстоятельства, мешающие соединиться влюбленным, и всепобеждающая сила их чувства — эта тема волновала людей во все времена.

Адмирал Александр Колчак, талантливый флотоводец, исследователь полярных морей, герой Русско-японской войны, — и молодая жена его сослуживца, красавица Анна Тимирёва. Они не должны были быть вместе, не должны были любить друг друга. Но страсть, которая родилась в их сердцах, преодолела все расстояния. Через океаны, разделяющие их, минуя светские условности, в обстоятельствах страшной гражданской войны, — эти двое сделали все, чтобы быть вместе.

Их счастье было очень коротким. Их любовь стала вечной...

Новеллизация Елены Толстой основана на сценарии Владимира Валуцкого, созданном при участии Зои Кудри. Книга написана по мотивам самой полной версии сценария и включает сцены, не вошедшие в окончательную версию фильма. В центре повествования — подлинные исторические факты. Все участники событий, боевые корабли и военные соединения выступают под своими подлинными именами, названиями и номерами, а документы цитируются по первоисточникам.

Эпизоды из фильма глазами историков

в книге Юлии Кантор, Сергея Чернявского и Александра Дыдыкина «Адмиралъ: Энциклопедия фильма»

Альбом «Адмиралъ: Энциклопедия фильма» включает в себя более тридцати статей, посвященных биографии Александра Колчака и жизни России в эпоху Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций, Гражданской войны. Энциклопедические статьи для издания написаны ведущими учеными, специализирующимися на этом периоде русской истории. Эпизоды, описываемые в фильме «Адмиралъ», подробно разбираются с точки зрения исторической действительности. Издание также красочно оформлено кадрами из фильма и большим количеством раритетных иллюстраций.

О фильме

Съемки фильма продолжались более двух лет. Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Торжок, Иркутск — вот лишь неполный список городов, которые посетила съемочная группа. Кроме обширной географии, работа над фильмом была также осложнена необходимостью придать каждому эпизоду максимальную историческую достоверность.

Андрей Кравчук, режиссер:

«Сейчас уровень технологий киноиндустрии позволяет реализовывать подобные масштабные проекты. Например, в нашей стране не сохранилось исторических кораблей, и нам пришлось сооружать настоящую модель корабля Колчака. Для сцен морского боя наши каскадеры и пиротехники придумали уникальную технологию. Бой, который на экране длится двенадцать минут, снимали около месяца. Это был подвиг всей группы».

Константин Хабенский, исполнитель роли адмирала Колчака:

«Фильм „Адмиралъ“ — не просто очередной блокбастер. Мне кажется, что он сможет не только поменять отношение людей к собственной истории, но и стать началом новой эпохи в кинематографе. Мы постарались сделать все возможное, чтобы „Адмиралъ“ никого не оставил равнодушным. Это — честное кино, и я горжусь тем, что принимал участие в его создании».

Елизавета Боярская, исполнительница роли Анны Тимирёвой:

«Когда я прочитала сценарий, то поняла, что это абсолютно мое, и если я этого не сыграю, то никогда себе не прощу. Образ Анны Тимирёвой стал мне очень близок. Я тоже во имя любви пошла бы на многое. Сейчас у нас слово „любовь“ уже заменяется любыми другими понятиями. А этот фильм о настоящей любви — духовной, прекрасной и чистой».

Об авторах книги:

Чернявский Сергей Владимирович служил на атомных подводных лодках северного флота. Закончив адъюнктуру, защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук, преподавал военно-морскую историю и тактику ВМФ, закончил службу в должности начальника кафедры «военного права и истории». С 1996 г. работает в Центральном военно-морском музее в должности начальника научно-экспозиционного отдела. Автор и соавтор нескольких книг об истории отечественного военно-морского флота.

Кантор Юлия Зораховна — доктор исторических наук, область научных интересов - революция 1917 года и Гражданская война, советско-германские военно-политчские контакты межвоенного периода. Советник директора Государственного Эрмитажа, ведущий научный сотрудник. До Эрмитажа — спецкор при главном редкаторе газеты «Известия». Автор двух монографий, ряда научных и публицистических статей. Активно занимается журналистикой и ныне — ведущая историчекой рубрики в газете «Время новостей», автор и участник историко-культурных передач на Радио России и радио «Эхо Москвы».

Дыдыкин Александр Николаевич — подполковник запаса, служил на космодроме Байконур. В настоящее время — заведующий отделом «Главный Штаб» Государственного Эрмитажа. Участник создания цикла документальных фильмов о Российской Гвардии демонстрировавшихся на НТВ и канале «Звезда». Собиратель, автор и исполнитель песен и романсов Российской армии.

Отрывки из книги «Адмиралъ: Энциклопедия фильма»

Биография Колчака

Колчак Александр Васильевич (1874—1920) родился в офицерской семье, окончил Морской кадетский корпус. Служил в военно-морском флоте. Получил известность как исследователь сибирской Арктики. Участник Русско-японской войны 1904—1905 гг., командовал миноносцем «Сердитый», затем артиллерийской батареей в Порт-Артуре, был награжден золотым оружием «За храбрость». После войны занимался изучением ее опыта и научными исследованиями в Арктике. В начале Первой мировой войны служил в штабе Балтийского флота, организатор успешной минной войны на море. В 1916 г. произведен в контр-адмиралы, затем в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом. Поддержал Февральскую революцию. В июне 1917 г. ушел в отставку в знак протеста против развала русского флота. При этом произнес перед матросами гневную речь и выбросил в море свое золотое оружие. Этот поступок сделал Колчака необычайно популярным в либерально-буржуазных кругах. В августе-октябре 1917 г. — консультант ВМФ США. В декабре 1917 г. поступил на службу в ВМФ Великобритании, но к своим обязанностям не приступил. В апреле-мае 1918 г. занимался формированием белых войск в Маньчжурии. Из-за противодействия Японии покинул Маньчжурию. В ноябре 1918 г. приехал в Омск и был назначен военным министром Директории. После военного переворота 17-18 ноября — «Верховный правитель России» с диктаторскими полномочиями. После развала колчаковского режима арестован чехословаками под Иркутском и передан эсеро-меньшевистскому политцентру, а затем большевикам. Расстрелян в феврале 1920 г. в Иркутске по личному распоряжению В. И. Ленина.

Знакомство Колчака и Тимиревой

Анна Тимирева и Александр Колчак познакомились в 1915 году в Гельсингфорсе, куда перевели из Петрограда ее мужа, морского офицера Сергея Тимирева. Первая встреча — в доме лейтенанта Подгурского, общего знакомого Колчака и Тимирева — определила их дальнейшую судьбу: «Нас несло, как на гребне волны», — писала Тимирева впоследствии.

Конечно, видеться открыто они не могли: у каждого семья, у обоих — сыновья. Порой, не виделись месяцами, а встречаясь, не находили слов, чтобы говорить о главном, что соединило их. Однажды на костюмированном балу она подарила ему (и еще нескольким знакомым) свое фото в русском костюме. И много месяцев спустя Подгурский рассказал Анне Васильевне, что этот снимок висит в каюте Колчака. А еще он всюду возит с собой ее перчатку. В фильме «Адмиралъ» есть кадры, воспроизводящие этот исторический сюжет: на столе в каюте адмирала стоит портрет прелестной молодой женщины в русском наряде.

Она первой призналась ему в любви — с откровенностью пушкинской Татьяны и решительностью своей тезки Карениной. «Я сказала ему, что люблю его». И он, уже давно и, как ему казалось, безнадежно влюбленный, ответил: «Я не говорил вам, что люблю вас». — «Нет, это я говорю: я всегда хочу вас видеть, всегда о вас думаю, для меня такая радость видеть вас». И он, смутившись до спазма в горле: «Я вас больше чем люблю»...

Назначение Колчака на Черноморский флот

Популярность, которую за годы войны Колчак приобрел на Балтийском флоте, была вполне заслуженной. При его непосредственном участии осуществлялись минные постановки, уничтожались вражеские конвои и боевые корабли. Александр Васильевич неделями не покидал мостик, изумляя своей выносливостью и заражая энергией всех, от командиров кораблей, до нижних чинов.

Знаменательным стал для А. В. Колчака 1916 год. Человеком он был самолюбивым и в долговременной перспективе видел себя не менее, как командующим флотом. Тем не менее, получить такую высокую должность еще до окончания войны Александр Васильевич не предполагал.

Телеграмма о назначении командующим Черноморским флотом с производством в вице-адмиралы застала Колчака в Ревеле. Для получения дальнейших указаний, он сразу же поспешил в Гельсингфорс, где был радушно принят новым командующим Балтийским флотом вице-адмиралом В. А. Каниным. Тот поздравил Колчака с «двойным повышением» и рекомендовал ему незамедлительно сдать должность командующего морскими силами Рижского залива. капитану 1 ранга М. А. Кедрову, после чего вместе с преемником отправляться в Петроград.

Жена и сын Колчака

Софья Федоровна Колчак последний раз виделась с мужем (повенчаны в Иркутске в 1904 году) на севастопольском вокзале в мае 1917 года, когда Александр Васильевич уезжал в служебную командировку в Петроград. Затем — долгое ожидание, неизвестность, опасность быть арестованной или просто убитой большевиками. Узнав весной 1919 года о том, что муж находится в Сибири и что рядом с ним Тимирева, она поняла, что ее уже ничто не связывает ни с Севастополем ни со страной, охваченной пламенем Гражданской войны. В апреле 1919 года на английском пароходе она переехала из Севастополя вначале в Констанцу, затем в Бухарест, куда ей доставили с Украины сына. После этого семья Колчак переехала в Париж. Там Софья Федоровна прожила 37 лет. Бог знает какими путями, но предсмертное благословение Колчака, передавшего его руководившему расстрелом большевику-чекисту Чудновскому, дошло до его вдовы и сына, став семейным преданием.

Практически все имущество было брошено во время бегства из Либавы. Из Крыма она вывезла только личные вещи и некоторые ценности, в основном столовое серебро и различные призы мужа. В Париже все это было заложено в ломбард. (В фильме есть сцена, где Софья Колчак в скромной парижской комнатке, плача, шьет что-то на машинке близ спящего сына). Вдове адмирала помогал эмигрантский Военно-морской кружок имени Колчака, очень редко — частные лица, как правило, бывшие сослуживцы Александра Васильевича. Семья Колчака постоянно испытывала большие финансовые затруднения.

Софья Федоровна тихо угасла в Русском приюте в Лонжюмо близ Парижа в 1956 году. Она похоронена на русском кладбище в Сен-Женевьев де Буа. На ее могиле был поставлен крест с надписью: «Вдова Верховного правителя России Софья Федоровна Колчак».

Расстрел Колчака и Пепеляева

На берегу извилистой речки Ушаковки, впадающей в Ангару, стоит простой деревянный крест. Это памятник на месте расстрела Колчака. Неподалеку — иркутская городская тюрьма тюрьма, где адмирал провел последние дни. (Камере, где он содержался, недавно вернули прежний номер — пятый, сделав ее таким образом мемориальной.) Его, вместе с премьер-министром его правительства Виктором Пепеляевым расстреляли здесь под обрывом 7 февраля 1920 года — на следующие сутки после дня рождения.. Зима выдалась суровой даже по сибирским меркам, на жестоком морозе даже при желании невозможно было выкопать могилу. А большевики спешили, им было не до церемоний... Тела после расстрела погрузили на сани, увезли на Ушаковку и сбросили в прорубь. Из многочисленных прорубей иркутяне всегда брали воду — водопровода, естественно, не было до 40-х годов, и проруби «оживлялись» постоянно. В фильме «Адмиралъ» сцена расстрела кажется леденяще спокойной: вот стоят они, руки свободны, повязок на глазах нет. Вот сухой треск выстрелов... Запоминается и крестообразная прорубь, куда в фильме сбрасывают тела расстрелянных. Это даже не художественное преувеличение, скорее догадка: февраль, скоро крещение, вот и Иордань готова у иркутян...

В газете «Советская Сибирь» были напечатаны воспоминания председателя Чрезвычайной следственной комиссии (ЧСК) Самуила Чудновского: «В начале февраля 1920 года, когда Иркутску грозило наступление белогвардейцев... Рано утром 5-го февраля я поехал в тюрьму, чтобы привести в исполнение волю революционного комитета. Удостоверившись, что караул состоит из верных и надежных товарищей, я вошел в тюрьму и был проведен в камеру Колчака. Адмирал не спал и был одет в меховое пальто и шапку. Я прочитал ему решение революционного комитета и приказал моим людям надеть ему ручные кандалы». Когда за адмиралом пришли и объявили, что будет расстрелян, он спросил, кажется, вовсе не удивившись: «Вот так? Без суда?»...

Дата публикации:
Категория: Анонсы
Теги: Адмиралъ