Журналистика как приговор

Текст: Анастасия Гаврилова

Фотографии автора

После ленивых майских праздников, наполненных теплыми солнечными лучами, трудно вернуться в колею будних дней. Своеобразную дозу кофеина и витамина D 16 мая дал своим гостям крупнейший в России медиафорум «3D Журналистика».

Плюсовая температура поднялась до августовских показателей: форум, ставший в этом году самым масштабным за свою трехлетнюю историю, собрал не только огромное количество участников, часть из которых, к слову, смотрела онлайн-трансляцию, но и спикеров, чьи имена ежедневно гремят в сфере СМИ. Продюсер события Евгения Овчаренко отмечает, что эти люди появились здесь не случайно: «Я переписывалась с ними в течение трех лет. Так что помните: „нет“ — это отсроченное „да“».

Главная цель события — дать всем, кто связан со сферой медиа, новые знания и знакомства. Выбор между «учителями» оказался не из легких: отдавая предпочтения одному, ты так или иначе терял ценную информацию от другого. Каждый спикер делился своим опытом и мастерством, причем не только со зрителями, но и с остальными ораторами, которые после своих выступлений оставались послушать коллег. Помимо этого, организаторы приготовили для аудитории различные конкурсы, которые продолжались во время всего мероприятия.

Одним из первых мастер-класс провел Алексей Аметов, издатель Look At Media. В своем монологе «Создание Digital-media» Алексей обозначил главные этапы становления медийного контента, рассказал, можно ли запуститься без начального капитала, а на вопрос из зала «На какую нишу нужно обратить внимание, чтобы запустить проект?» ответил коротко и емко: «Не советую садиться что-то делать и думать, какие ниши свободны. Если у вас нет человека, который "горит" — ничего не выйдет».

О перезагрузке своего интернет-издания в присущей ей живой манере рассказала главный редактор Meduza.io Галина Тимченко. Молодой проект планировался как мобильное приложение; сайт должен был стать лишь дополнением. Однако за полгода существования он пережил и обвинения (как говорила спикер «от фашистской символики до „AC/DC“»), и большие перемены, которые стали следствием ошибок, нескрываемых создателями. «Мы начинали не с нуля, а с минусовой отметки, — признается Тимченко. —Мы работали в стол. Наша редакция буквально была клубом разбитых сердец». Рассуждая о проблемах современных СМИ, главред отмечает, что «после потери доверия наступил кризис внимания аудитории; люди привыкли есть пересоленное и переперченное».

Мифы в области фармацевтики развеяла вице-президент «Biocad» по PR Александра Глазкова. Раскрывая истину в ошибочных мнениях о создании компании, российских препаратах, науке и социальных проектах, Александра еще раз показала значимость медиа: «Ваши слова влияют на жизни людей».

На примере развития планеты медийный ландшафт России разобрала Светлана Миронюк, экс-главный редактор «РИА Новости». Анализируя результаты пятилетки 2010–2015 годов, лектор говорила о том, что сейчас происходит исчезновение и замена форматов, а классическое телевидение остается большим динозавром. «Раньше валютой рынка была аудитория. Сейчас валюта аудитории — это время. В день 120 минут поглощает медиа. За это и идет конкуренция», — добавляет Миронюк.

Как продолжить работать после подножки от государства и не потерять своего зрителя? В этом ключе вела свой рассказ Наталья Синдеева, генеральный директор медиахолдинга «Дождь». В своей лекции Наталья показала проблемы, с которыми канал боролся и борется до сих пор, отметила, что единственным серьезным ресурсом для существования СМИ остается аудитория, и ответила на вечный вопрос о своем канале: «Мы не оппозиционеры. В стране, где царит ложь, любая правда кажется оппозиционной».

О подводных камнях жанра интервью поведал главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов. Дав возможность залу посмеяться над своими «факапами», Алексей с особенной легкостью преподал урок и озвучил неутешительный прогноз работе журналиста, которой, на его взгляд, осталось жить десять лет. Фраза одного из наблюдателей из социальных сетей, трансляция в которых велась весь день, подытожила экскурс: «После лекции Венедиктова предлагаю всем выпить за профессию. Не чокаясь».

Кульминацией события стала панельная дискуссия на тему «Кризис. В СМИ, в стране или в головах?». Ведя нелегкий спор на тему, акулы журналистики высказывали личные мнения на вечный вопрос «Что делать?». Так, шеф-редактор «РБК» Елизавета Осетинская считает, что проблема проступает во всех направлениях, Светлана Миронюк говорит о катастрофическом отсутствии солидарности в СМИ, а модератор дискуссии тележурналист Юрий Зинчук спрашивает: «А есть ли кризис вообще? Когда наша страна не переживала кризис?»

Таким предстал перед слушателями форум «3D Журналистика»: обучающим, всеобъемлющим, острым. Важным для тех, кто посвятил свою жизнь журналистике. Об этом и цитата Галины Тимченко: «Ко мне сегодня подходили и говорили: „Я из Екатеринбурга“, „Я из Владивостока“. Оказывается, люди приехали даже с крайних точек страны, чтобы послушать и поговорить о профессии. Это очень важный показатель».

Дата публикации:
Категория: Герои / сюжеты
Теги: 3D журналистикаАлексей ВенедиктовГалина Тимченкомедиафорум