Творцы и дети
Малышня, вырвавшись из поля зрения взрослых, прячет за щеками лимонные леденцы, которые потом почему-то прилипают к подошвам. Празднование 80-летия «ДЕТГИЗа» в разгаре. Родители мучительно размышляют, какие современные герои могут заменить Незнайку, а над детскими писателями словно парит Питер Пэн, нашептывая на ухо: «Не взрослейте!»
В детских руках липкие кусочки пластилина превращаются в кособоких собак и божьих коровок. У писательницы Анны Игнатовой из податливого материала слеплена азбука. На белоснежной «Н» примостилась нерпа. «Кто это, ребята?» — спрашивает Анна. «Норж!» — радостно вопит рыжий, как огонь, мальчишка.
Я тоже тяну руку, чтобы ответить на загадку, лезу вперед, перебивая девочку: «Я первая!» Взгляд постоянно натыкается на знакомые названия: «Костер», «Автобус», «Чиж и ёж». Рисунки художницы Светланы Баделиной, будто нарисованные мелками, не сходят со страниц «ЧЁ».
— Сложно ли иллюстрировать детский журнал?
— Картины писать легче, ведь я их создаю для себя. А тут нужно угодить и автору текста, и детям. Очень трудно выполнить несколько задач одновременно.
— Как «ЧЁ» удается выжить в современном мире?
— Это уже символ Петербурга, журнал, где работал Даниил Хармс, великие художники... «Чиж и ёж» так прилепился к городу, что его трудно «убить».
Светлана ненадолго оставляет меня за прилавком, и вот я уже в эпицентре деятельности «ДЕТГИЗа». Подходят в основном взрослые. Дети на рисованные обложки и отсутствие суперменов реагируют слабо.
— А я, пожалуй, для себя возьму. Мне «Чиж и ёж» с детства нравится! — бойко рапортует бабушка.
На прилавках рядом с новинками лежат книги родом еще из советского детства с пушистым чарушинским зверьем на обложке. «Конечно, у нас есть книги с иллюстрациями Васнецова, которые с радостью покупают. Однако „ДЕТГИЗ“ всегда был нацелен на издание работ молодых авторов и иллюстраторов, чтобы поддерживать качественную литературу нового образца», — рассказывает Вера Сафонова из отдела продаж.
— Как вы привлекаете молодых авторов? — спрашиваю директора «ДЕТГИЗа» Аллу Насонову.
— Человек, который пишет и жаждет опубликоваться, сам приходит к нам. К тому же в издательстве уже пять лет существует фестиваль «Молодые писатели вокруг „ДЕТГИЗа“». По его результатам издаются сборники. Это профессиональные подборки произведений, которые формируются в течение года. С начинающими авторами работают старшие наставники, проводят семинары. Люди определяют свои недостатки, учатся у других, обсуждают произведения с коллегами. Из этого и выходит настоящая детская литература.
— Сложно ли подстраиваться под современных детей?
— Дети — это terra incognita. Но настоящие детские писатели потому и детские, что сохранили в себе незамутненное сознание ребенка. Как говорил художник Вадим Гусев: «Про каждого из нас можно сказать, сколько нам лет: четыре, шесть, десять...» На каждый возраст есть свой мастер. У кого-то хорошо идет подростковая проблемная литература, а кто-то может писать только для четырехлетних, поэтому и сам наивный и светлый человек. Из нашего фестиваля выросла Настя Орлова, которую уже окрестили новой Агнией Барто. У нее получаются крошечные очаровательные четверостишья. Это детское лепетание, понятное только таким же четырехлеткам, как она сама внутри себя. Ее первую книгу «Яблочки-пятки» раскупили за три месяца. Значит, есть потребность в стихах для самых маленьких.
— Родители обращают внимание на имя на обложке?
— Старшее поколение более консервативно. Родители спрашивают книги Чуковского, Маршака и Барто. Поэтому мы и проводим встречи и фестивали, где знакомим читателей с современной литературой. Молодым авторам сложно пробиться. Напишите на обложке книги имя Агнии Барто, и ее обязательно купят. Но ведь детям неважно, что читать! С таким же удовольствием они прочтут «Вирус ворчания» Сергея Махотина, потому что герои списаны с них сегодняшних и вызывают более яркие эмоции.
Оранжевые, лиловые, голубые обложки... Под яркими корочками можно прочитать обо всем. Кипят страсти в 7 «Б», да такие, что «Шекспиру и не снилось». Именно так называется книга Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Золотым тиснением блестит классический «Гулливер». Друзья «ДЕТГИЗа»: «Арка», «Акварель», «Вита Нова» — в подарок юбиляру преподнесли свои новинки.
Писательница Анна Ремез пригласила ребят на виртуальную прогулку по Петербургу. Герои ее книги «Стражи белых ночей» сделаны из бронзы и камня. Они самостоятельно расхаживают по городу и ничуть не смущаются оставить своих хозяев без седла.
— Как у вас возникла идея написать книгу?
— Книга была написана в соавторстве с моей мамой Натальей Колотовой. Мы решили связать сюжет с 300-летием Петербурга, поскольку раз в сто лет в сказках происходят волшебные события. Книга была написана позже, в 2005 году, но мы провели исследование и рассказали о памятниках, которые были установлены к 2003 году. Вы не представляете, сколько статуй животных появилось в городе в последнее время!
— Сложно ли писать для детей?
— Моя первая книжка предназначена для детей от 10 лет, но ее с удовольствием читают и взрослые. Для взрослых мне писать сложнее, ведь у них зачастую замыленный взгляд на мир и их сложно удивить. Детям же интересно все, что происходит вокруг. Я себя психологически чувствую лет на 13–14. Для самых маленьких мне тоже сложно писать. Как Чуковский и Маршак умели найти слова, которые зажигали интерес у тех, кто даже читать не умеет? Они гении из детской литературы.
Михаил Яснов, знакомый с детства, по-прежнему заставляет ребят задумываться над загадками и придумывать рифмы к словам. Я не ведаю, что творю: выкрикиваю ответы и спорю. Пушистые одуванчики смотрят изумленно на взрослую тетку: куда мол, лезешь. А у меня спину ломит от накупленных книг. Разбудила на свою голову дремавшего внутри ребенка.
Анастасия Орлова «Яблочки-пятки. Стихи для самых маленьких» (издательство «Гриф»)
Стихи Анастасии Орловой шлепают, гукают и бьют ладошками по воде. Если вам уже исполнилось шесть лет, знание этого языка для вас, увы, утеряно. Строчки щекочут и упираются в щеку маленькими кулачками. Их не просто читаешь, но будто трогаешь, пробуешь на ощупь. Взрослым, кстати, тоже полезно вспомнить, что у луж бывают морщинки, а пар изо рта превращается в облака.
Анна Ремез, Наталья Колотова «Стражи белых ночей» (издательство «Детское время»)
«Стражи белых ночей» — «Тайная жизнь петербургских памятников» для детей. Бронзовые герои, львы со Свердловской набережной и кони с Аничкова моста всполошили жителей города и исчезли. Оказывается, для того чтобы спасти Петербург от Химеры, пожелавшей его уничтожить. Белые ночи и общая беда примирили коней Василия Чапаева и Александра III, а читателей заставили поверить в сказку.
Осип Мандельштам «Сонные трамваи» (издательство «Вита Нова»)
В поэзии Мандельштама, настроенной на ритмы детства, сохраняется петербургский стиль. По улице дребезжат трамваи, задевая сонное небо. На кухне шипит примус и устало переваливаются с гирьки на гирьку ходики. Короткие строчки, как маленькие крендельки, легко проглатываются юными читателями, а рисунки Веры Павловой дают представление о незнакомом детстве 1920-х.
Андрей Кутерницкий «Приключения Птицы Курицы» (издательство «Гриф»)
Книга вышла в серии «Сказочный город», где публикуются петербургские писатели. Птица Курица — отважная пичуга, которая не боится блуждать по ночному лесу, интересуется смыслом жизни и отваживается дружить даже с обладателями когтей. Иллюстраторы Светлана Атнагулова и Леонид Цхэ — давний творческий союз. Их прозрачные акварели очень точно иллюстрируют приключения Курицы.
Кэролин Кертис «Прогулка с луной» (издательство «Поляндрия»)
Аппетитный лунный пирог виден всем детям. Одни угадывают в нем кролика, другие — лунного человечка. Герой стихов Кэролин Кертис нашел в бледном диске друга и теперь с удовольствием гуляет с ним, держа на поводке. Луна едва поспевает за мальчиком, теряя на ходу туфельки и рассказывая, откуда на ней возникли кратеры.
войдите или зарегистрируйтесь