Артемий Троицкий. Попса

Ситуация в позднесоветской популярной музыке была предельно поляризована. На одном полюсе — консервативная эстрада, на другом — гонимый рок. Лишь к середине 80-х вакуум «в центре» стал заполняться музыкой («Альянс», «Альфа», «Примус», «Рондо», «Банановые острова» Чернавского и Матецкого), которая современно звучала и в то же время не несла «оппозиционной» нагрузки рока; записи этих групп оказались бешено востребованными в дискотеках, для которых ВИА и прочий «официоз» были слишком допотопны, а рок — нетанцевален. Именно эту музыку тогда стали обозначать словом «попс». Однако настоящий прорыв и фактическое рождение феномена попсы произошло в 1988 году, и связано оно с феерическим успехом подростковой группы «Ласковый май». Формула попсы (а она принципиально не изменилась со времен «Ласкового мая»): ориентация на непритязательную молодежь, позитивно-сентиментальный настрой навязчивый танцевальный ритм. Музыкальная фактура попсы — диско-ритм; саунд типа «электропоп для бедных»; привязчивые микро-мелодии, близкие и к еврошлягеру итало-германского типа, и к советской песне, и даже к русскому фольклору. Любопытно, что одновременно очень похожая музыка появилась и в других славянских странах, только в Польше, например, она называлась «попкорн», а в Югославии — «турбо-фолк». Типичными представителями попсы 80-90-х могут считаться группы «Мираж», «Фристайл», «Комбинация», «На-На», «Божья коровка»; артисты Женя Белоусов, Татьяна Овсиенко. В нулевые годы нашего века попсу поставили на конвейерное «продюсерское» производство посредством телепроектов «Фабрика звезд» и «Народный артист».

Теоретически русская попса могла бы быть небезынтересной музыкой, если бы не печальное обстоятельство: крайне низкое качество всех составляющих - музыкальной, аранжировочной, содержательной и исполнительской. Это качество обусловлено, в первую очередь, самим характером бытования попсы — исполнением исключительно под «фанеру» в телешоу и на «заказных» концертах.

Попсу не следует путать с «нормальной» русской поп- музыкой, которая не столь обильна, но все же существует (Леонид Агутин, Валерий Меладзе, Алена Свиридова, Наталья Ветлицкая).

Дата публикации:
Категория: Отрывки
Теги: Артемий ТроицкийИздательство «Амфора»попса
Подборки:
0
0
4878
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь