Дина Рубина. Синдром Петрушки

  • Издательство «Эксмо», 2010 г.

Роман положен на причудливый жанровый ландшафт, совмещающий готический роман, психологическую драму и семейный детектив. Пестрый калейдоскоп трагикомических образов подсвечивает историю нескольких львовских семей, в которых выросли главные герои книги: молчаливый долговязый Петруша, грузный добродушный Боба, хрупкая неспокойная Лиза... Следуя причудливой тропой их судеб, выстланной светлыми воспоминаниями, читатель успеет по-настоящему сродниться с этой странной троицей.

Центральным исследованием «Синдрома Петрушки» стала неисчерпаемая, почти мистическая тема взаимоотношений человека и куклы. Кукла как человек и человек как кукла в руках Творца — излюбленное сравнение поэтов всех времен получило новую жизнь в виртуозном обрамлении живописного письма Рубиной. «Этот роман должен стать завершающим в трилогии, как бы насаженной на шампур сквозной идеи: двоящаяся реальность. В „Почерке Леонардо“ она двоится в зеркалах, в „Белой голубке Кордовы“ — между искусством подделки и просто искусством. В новом романе — между куклой и человеком», — так сказала об этой книге писательница в одном из интервью.

Кукла сопровождает человека с глубокой древности. Именно у куклы просила совета в трудную минуту сказочная Василиса Прекрасная, именно кукла в народном балагане позволяла себе потешаться над сильными мира сего и опрокидывать любые табу. Кукла может вызывать отторжение, страх, любовь, но никогда — равнодушие. Потому что она — отражение нас самих, позволяющее взглянуть на себя со стороны Главное, не забывать об этой тонкой грани. Потому что гармония отношений куклы и человека сохраняется лишь до тех пор, пока кукла остается куклой, когда же в ней просыпается человек, происходит трагедия.

Так и случилось с героями романа «Синдром Петрушки». Несчастливый в реальной жизни, замкнутый и безнадежно влюбленный в страдающую редким заболеванием Лизу, гениальный кукольник Петр в то же время оказался самым счастливым повелителем самой прекрасной на свете империи — империи кукол. Настоящую жизнь, любовь и счастье он обрел в своем бродячем картонном раю с акварельными облаками. Благодаря искусной руке мастера жизнь в его куклах бьет ключом. Их наполняет душа. Этот причудливый танец, высекающий искры чистого творчества, завораживает своей красотой. Искушение сказкой становится так велико, что потасканная реальность начинает сдавать свои позиции и уже невозможно определить, кто кем управляет, кто оригинал, а кто — всего лишь копия, кто живет, а кто — симулирует жизнь.

Читать отрывок из романа
Купить книгу на Озоне

Дина Рубина родилась в 1953 году в Ташкенте. Окончила специальную музыкальную школу для одаренных детей, затем — консерваторию. Первый рассказ был опубликован в журнале «Юность», когда Дине исполнилось шестнадцать лет. В 1990 году вместе с семьей репатриировалась в Израиль. Много путешествует. Продолжает писать на русском языке, печаталась в журналах «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов». Получила премии — им. Арье Дульчина за книгу «Один интеллигент уселся на дороге», Союза писателей Израиля за роман «...Вот идет Мессия!». С романом «На солнечной стороне улицы» стала лауреатом премии «Большая книга» за 2007 год (третье место).

Дата публикации:
Категория: Новые книги
Теги: Дина РубинаИздательство «Эксмо»Русская литератураСовременная литература