Чучело акулы ценой в 12 миллионов долларов

Дональд Томпсон

Чучело акулы ценой в 12 миллионов долларов. Занимательная экономика рынка современного искусства

Дональд Томпсон. Чучело акулы ценой в 12 миллионов долларов. Обложка

В издательстве «Центрполиграф» выходит книга Дональда Томпсона «Чучело акулы ценой в 12 миллионов долларов» (The $12 Million Stuffed Shark). Если вы еще не утвердились в мысли, что современное изобразительное искусство — это профанация, мистификация, зомбирование и PR в одном флаконе, то эта книга для вас.

Автор, экономист по образованию, рассказывает в своей книге, как один предприимчивый дилер в сфере искусства пытался (и небезуспешно) продать дохлую рыбу за баснословные деньги.

Первая проблема, с которой столкнулся продавец — это, естественно, цена. Другая, но не менее важная проблема — тот факт, что весит это произведение чуть больше двух тонн и его непросто завернуть в подарочную упаковку и унести домой. Эта чуть ли не пятиметровая таксидермическая «скульптура» тигровой акулы установлена в гигантской стеклянной витрине и имеет креативное название «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Акула была поймана в 1991 году в Австралии, обработана и превращена в произведение искусства в Англии под руководством модного британского художника Дэмиена Херста.

Был и еще один повод для беспокойства. Если новизну художественной концепции пресловутой акулы никто не отрицал, то в отношении ее жанровой принадлежности мнения разделились. В мире искусства многие сомневались в том, что это чудо вообще можно назвать произведением искусства. Между тем вопрос этот имеет принципиальное значение, ведь 12 миллионов долларов — это больше, чем было когда-либо заплачено за произведение живущего художника, за исключением Джаспера Джонса; это больше, чем когда-либо платили за Герхарда Рихтера, Роберта Раушенберга или Люсьена Фрейда.

Главный вывод, к которому приходит автор, что для продажи любого объекта, всего лишь следует найти двух (для элемента соревновательности) миллионеров согласных выложить такие деньги. При этом автор сомневается в перспективности инвестирования в искусство, прежде всего в современное. Выводы, которые он делает, неутешительны: большинство недорогих работ никогда не удастся перепродать даже по их первоначальной цене, что уж говорить о пятиметровой акуле за 12 000 000.

Несмотря на то, что книга полностью документальна (вся эта история еще недавно не сходила с первых полос мировых СМИ), читается как увлекательный роман, а некоторые моменты уже обыгрывались в двух голливудских фильмах.

Читать главу из книги

Дата публикации:
Категория: Новые книги
Теги: Дональд ТомпсонИздательство «Центрполиграф»Радикальное искусство